Александр Владимирович
ОРЛОВ
Полковник, бывший
начальник штаба авиации
Московского округа ПВО
Впервые с Александром Орловым (родился в д. Атнары Красночетайско-горайона Чувашии) я познакомился в Москве в Измайловском парке во время чувашского праздника «Акатуй» 10 лет назад. Помнится, к площадке, где проводились мероприятия, подъехала черная «Волга», из нее вышел коренастый, как большинство наших земляков, среднего роста полковник в форме летчика. Александр, вообще-то, на наш праздник опоздал, люди уже начали расходиться, но мы успели познакомиться, договорились поддерживать связь. Я старался приглашать его на каждое мероприятие чувашской диаспоры Москвы и Подмосковья. И когда служба позволяла (он тогда был начальником штаба авиации Московского округа ПВО), А. Орлов активно участвовал на наших праздниках.
Вспоминаю встречу в честь 70-илетия нашего земляка, известного ученого, академика Г. Н.Волкова. Александр приехал туда вместе с нашим прославленным космонавтом А. Г. Николаевым. Говорил, что, благодаря Андрияну Григорьевичу, он стал летчиком, и что Андриян был и остается его кумиром, поэтому старался во всем быть похожим на него и в службе, и в быту.
Недавно, когда я решился собрать материал о наших земляках-военнослужащих, проживающих в московском регионе, мы с А. Орловым договорились встретиться. (Так получилось, что оказались в здании Государственной Думы РФ с еще несколькими нашими земляками). Я расспрашивал его о воинской службе, новой работе, встречах с Андрияном Григорьевичем Николаевым...
- После окончания военных училищ лейтенантов обычно посылают в дальние гарнизоны. Вы остались в Московском военном округе. Как это удалось?
- Я к этому как-то не стремился. Каждый год, после окончания учебы, в училище проводили набор наиболее способных лейтенантов в центр для обучения по боевому применению новых видов вооружения. Думал, попаду на дальнейшее обучение именно в этот центр, но в тот год как раз набора почему-то не было. Написал заявление, чтобы меня отправили в один из гарнизонов Дальнего Востока. Хотелось полетать на просторах Дальнего Востока, стать хорошим летчиком, испытывать самолеты.
Летом 1977 года пришло назначение. Меня направили в 401-ый авиационный полк, расположенный под г. Смоленск. Приехал в полк, поднимаюсь по ступенькам к штабу (никогда этого не забуду), вижу впереди себя огромный стенд с портретом нашего земляка, своего кумира Андрияна Николаева. Я не знал, что он служил когда-то именно в этом полку. Встретил командир истребительного авиационного полка полковник Анатолий Колчев, который рассказал о боевом пути полка, с гордостью подчеркнув, что космонавт № 3 Андриян Николаев вышел на космическую трассу именно из этой части. Меня, молодого лейтенанта, переполняло чувство радости, гордости за своего земляка. Я ведь и летчиком-то решил стать после прочтения книги про Андрияна «Шуршал ачи».
- К моменту вашего приезда в авиаполк прошло 17 лет с тех пор, как Андриян перешел в отряд космонавтов. А были ли в полку люди, которые его помнили? Что про него рассказывали?
- Как ни странно, его авиационный механик Л.Л.Бельский служил в той же эскадрилье, что и Андриян. Он рассказывал много поучительного и интересного. Многие в этом полку помнили о подвиге Андрияна Николаева, когда он посадил в открытое поле самолет с отказавшим двигателем. Кстати, об этом мало где написано. (Когда я вернулся домой, взял с полки книгу «Притяжение земли», полистал и, действительно, не нашел ничего о том самом подвиге А. Николаева). А дело обстояло так. При выполнении тренировочного полета на самолете МИГ-17 А.Николаев получил разрешение на посадку. Но во время подлета к аэродрому на средней высоте, из-за отказа одной из систем, заглох двигатель. Летчик в таких случаях должен сразу катапультироваться. А.Николаев этого не сделал, он все же посадил самолет с выключенным двигателем на открытое поле, тем самым сохранил новейший самолет. Такого случая в истории авиации тогда еще не было. За подобный подвиг удостаиваются звания Героя Советского Союза.
- Награду за это ему не дали, но поступок-то не остался незамеченным?
- В конце 50-х годов шел набор в отряд космонавтов. В этот полк приехали члены комиссии по отбору кандидатов. Командир части - заслуженный летчик СССР полковник Глушенко порекомендовал им нашего Андрияна, охарактеризовав как мужественного и эрудированного летчика, рассказал о том подвиге, о спасенном самолете. Андриян прошел несколько собеседований и, таким образом, потом оказался в отряде космонавтов. Думаю, тот подвиг сыграл здесь немаловажную положительную роль.
- В тот период не приходилось встречаться с Андрияном Григорьевичем?
- В тот год, когда Смоленску присвоили звание Города-героя и должны были вручить медаль, в город приехала большая делегация во главе с М.Горбачевым. В составе делегации был и космонавт А.Николаев. Он решил сразу же заехать в свой родной полк. Весь личный состав части был построен на плацу. Андриян Григорьевич выступил перед бойцами, поздравил всех с присвоением Смоленску звания Города-героя и вручением золотой медали. Помню, он тепло отозвался о службе в полку: «Смоленск - один из моих любимых городов». Мне тогда очень хотелось подойти к нему, познакомиться, но постеснялся, подумал, что старшему лейтенанту неудобно обращаться к генерал-майору.
У нас в полку, во 2-ой эскадрилье, был самолет за № 24. На нем золотыми буквами было написано: «Имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А.Г.Николаева». Все, в том числе и я, мечтали полетать на этом самолете. Однажды по боевой тревоге подняли весь полк. Мы должны были улететь по маршруту Маршанск-Астрахань-Красноводск в сторону Туркмении и принять участие в летных тактических учениях с выполнением боевых стрельб. Моему расчету достался самолет № 24. Я был на седьмом небе от радости. В ходе боевых стрельб с этого самолета поразил радиоуправляемую мишень. После выполнения боевого задания командир обнял меня и сказал: «Спасибо тебе, сынок». «Я не мог подвести своего земляка», - ответил я. «Ну, ты, молодец, не подвел не только своего земляка, но и весь полк...».
В результате всему полку была выставлена отличная оценка. Я, конечно же, радовался, т.к. в этом была и моя небольшая заслуга.
То, что в один из самых ответственных моментов службы судьба предоставила мне самолет своего кумира, я думаю, не случайно. Я так мечтал полетать на самолете А.Николаева, но, будучи старшим лейтенантом, не мог просить своё командование об этом, т.к. в эскадрилье было много желающих полетать на этом самолете и с более высокими званиями. В 1980 году получил квалификацию «Военный летчик I класса». Приказом по части меня назначили командиром экипажа самолета-истребителя № 24. До 1985 года, вплоть до перевода в другую часть, летал на самолете имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева. У меня даже сохранился приказ по части по этому поводу.
- Сколько человек было в составе экипажа такого самолета?
- Три: командир экипажа, техник самолета, авиационный механик. В экипаж назначали самых квалифицированных специалистов. Полеты я совершал один - техник и механик обслуживали самолет на земле.
В полку 1-ой эскадрильи был самолет им. Героя Советского Союза летчика-космонавта Ю.А.Гагарина. Ю.Гагарин был уроженцем Смоленской области, где располагался наш авиационный полк. А в 3-ей эскадрилье находился самолет им. Героя Советского Союза летчика-космонавта В.Быковского. В.Быковский - выходец из г. Ржев, из нашего авиационного соединения. На этих самолетах летали лучшие летчики части.
В Смоленске одну из красивейших улиц в новом микрорайоне назвали именем Андрияна Николаева. Мы часто гуляли по этой улице...
В 1985 году меня перевели в другой полк на должность командира авиационной эскадрильи. В 1987 году поступил в Военную командную академию ПВО им. Г.К.Жукова, которую окончил с отличием в 1990 году. Опять был отправлен в 401-ый авиационный полк, где прослужил полгода. Затем последовало новое назначение - командиром полка в один из авиационных частей Республики Беларусь. В период с 1993 по 1995 годы находился на должности начальника штаба Московского округа ПВО.
В 1996 году мне позвонили из секретариата Государственной Думы РФ: «Мы доложили Андрияну Григорьевичу, что в Москве служит его земляк, заслуженный военный летчик Александр Орлов, который прошел часть службы по его стопам. Андриян Григорьевич хочет с вами встретиться, приглашает вас в Звездный городок. Это личная просьба Андрияна Григорьевича...».
За мной заехала машина, и я оказался в Звездном городке, у нашего Андрияна дома. Мы познакомились. Я рассказал о себе, своей мечте, книге «Шуршал ачи»... Андриян Григорьевич сказал: «Саша! Сегодня у нас много народу, через неделю я тебе позвоню, и мы встретимся». Действительно, через несколько дней позвонил. Я приехал к нему в Звездный. Долго сидели, беседовали. Он расспрашивал меня о боевом пути, а я его — о жизни. Расставаясь, он сказал: «Саша, хотелось бы, чтобы наши встречи продолжались. Я тебе доверяю. Как летчик летчика ты меня понимаешь...». И в течение нескольких лет, с перерывами до 3-х месяцев, мы на самом деле встречались. На одном из вечеров он предложил: «Саша, если ты считаешь нужным, запиши мои личные воспоминания. Многое из своей жизни я до сих пор никому не рассказывал». Так и задумали цикл воспоминаний «Пять вечеров с Андрияном Николаевым».
- Записали его воспоминания?
- Записывать не записывал, но помню все. Он поздравлял меня и мою семью с праздниками. Не говорит ли это о его великодушии и человечности? Бывало и так: если накануне не дозванивался я, то на следующий день обязательно звонил он. Если же не заставал меня дома, он говорил: «Это Андриян. Передайте Саше, что я звонил. Я вас, Сашу и вашу семью искренне поздравляю с праздником...». Пожелания у него были самые добрые.
Андриян Николаев был очень эрудированным, вдумчивым человеком. Настолько грамотно оформлял бумаги! Будь то техническая документация или юридическая бумага - никогда не скажешь, что это делал чуваш. Кстати, у меня сохранилось несколько документов, составленных им.
Именно он организовал полномочное представительство Чувашии в Москве. Таких преданных своему народу людей встречаешь не часто. Кроме того, за свое трудолюбие, здоровье, умение преодолевать трудности он всегда благодарил свой народ.
- Сейчас много шума из-за его похорон в Чувашии...
- Ко мне неоднократно обращались, чтобы я возглавил комиссию по перезахоронению. Я в категорической форме отказывался. В этом участвовать не стал и не буду. Знаю его желание. Он мне говорил: «Если придется умереть, я хотел бы лежать в родной земле». Уверен, был бы Андриян жив, он бы только поблагодарил, что его тело предали родной земле. Уверен, что он предчувствовал что-то и уехал на родину умирать. Не надо споров. Если кто-то захочет посетить его могилу, он с удовольствием съездит в Шоршелы.
- Вас, летчиков, готовили к действиям в боевых условиях. Если бы появилась угроза конфликта или войны, вы должны быть в первых рядах. Как вы относитесь к войнам?..
- Всегда - резко отрицательно, хотя и говорят, что генералы любят войну. Это не так. Военные, участники боев лучше всех знают, какой ценой оборачиваются разного рода конфликты. К примеру, я неоднократно бывал в Ханкале еще до военных действий. Война в Чечне - ошибка политиков...
|