Мой сайт
Четверг, 28.03.2024, 14:15
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [99]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 145

Главная » Статьи » Мои статьи

Э.В.Васильев-2

...Геннадий Александрович сразу после окончания сред­ней школы стал студентом. Я не смог стать им по опре­деленным причинам, хотя очень хотел поступить на инже­нерный факультет вуза. Старшее поколение помнит, что семидесятые годы были годами великих строек, активно­го развития химической науки и промышленности. Под Че­боксарами начали строить крупный химический комбинат. И мы, в выпускном классе, вдохновленные комсомольс­ким энтузиазмом, приняли решение - после окончания школы всем классом поедем на строительство Новочебок­сарского химкомбината. Правда, когда наступило время, многие под разными предлогами отказались от поездки, но я не привык отступать от принятого решения. Мы, группа мальчишек и девчонок, стали строителями ударной комсомольско-молодежной стройки. Об этом сейчас нисколь­ко не жалею, т.к. получил там очень хорошую рабочую закалку, познал психологию рабочего класса. На   строй­ке,   в учебном комбинате треста «Центрэнергомонтаж», окончил курсы слесарей-монтажников высотников и в со­ставе бригады был откомандирован для производства работ на Рязанский монтажный участок.

Геннадий Александрович рассказывает, как он чуть ли не пешком ходил в Чебоксары на подготовительные курсы высшего учебного заведения. Я же вспомнил, как перед ноябрьскими праздниками, до отправки в г. Рязань, решил поехать в родную деревню - соскучился по мате­ри и братьям. Пришел рано утром на автовокзал, а там полно народу — мне, мальчишке, не протолкнуться. Ре­шил - дорогу знаю, догонит автобус, сяду и... пошел пеш­ком. Автобусы, переполненные, догоняли и обгоняли, но меня не сажали. Расстояние более 100 км пришлось про­шагать пешком. Когда сошел с шоссе на проселочную до­рогу, стало темно, хоть глаза выколи. Почти наощупь преодолел оставшиеся 7 км. Пришел домой. Братья в клу­бе, на праздничном концерте. Мать накормила меня с до­роги и я, не отдохнув, пошел в клуб. Сейчас удивляюсь, откуда бралось столько энергии? Эта «марафонская ди­станция» для меня стала очень полезной. Я проверил себя на выносливость, преодолел чувство страха, что очень пригодилось при службе в Армии.

Проработал в Рязани на монтаже энергоблоков ТЭЦ чуть более 8-и месяцев. Летом 1965 года Советским РВК г. Рязань меня призвали на срочную службу и направили в учебную часть под г. Дмитров Московской области. Через год с отличием закончил учебу и получил направ­ление в часть на должность командира отделения под г. Ковров Владимирской области. На третьем году службы в ожидании увольнения в запас начал готовиться    к приемным экзаменам - хотел поступить в Чувашский го­сударственный университет и получить специальность инженера. Судьба распорядилась иначе. Как и Геннадия Александровича, нас, добросовестных, замечали, нам предлагали, и мы соглашались, т.к. считали, что если пред­лагают, значит так нужно. А потом изо всех сил стара­лись оправдать оказанное доверие. Так получилось и со мной. К нам в воинскую часть приехал начальник поли­тотдела спецчастей Владимирского гарнизона полковник Н. Ершов. В беседе со мной, а тогда я был секретарем комсомольской организации роты и членом комитета ВЛКСМ части, начальник политотдела предложил мне по­ступить на годичные курсы подготовки офицеров-полит­работников. Я согласился, так как уже не успевал уво­литься со службы до начала вступительных экзаменов в университет. Через год окончил курсы, сдал экстерном полный курс среднего военного училища, получил звание «лейтенант». Как отличника учебы и спортсмена меня по распределению направили в Москву. Так вторично стал строителем, но уже в другой роли - в роли руководителя и воспитателя. Служил добросовестно, рос как професси­онал, получал очередные звания и должности, уважали и начальники, и сослуживцы, и подчиненные.

Все  же   основным   событием   своей   жизни  считаю службу   на космод­роме       Байконур. Здесь моя деятель­ность опять незримо пересеклась с дея­тельностью Генна­дия Александровича Викторова.       Мне пришлось обеспечи­вать строительство и    реконструкцию наземных пусковых комплексов на кос­модроме. Испытатели, в числе которых было немало зем­ляков, запускали ракеты на заданную орбиту, а Генна­дий Викторов на измерительном пункте на Дальнем Востоке корректировал их траекторию полета. Началось с того, что осенью 1986 года меня пригласили в Поли­тическое управление Военно-строительных частей, к ге­нерал-лейтенанту Н.С.Коваленко. Побеседовав со мной, Николай Степанович предложил новое место службы - космодром Байконур, где я должен стать заместителем начальника политотдела Главного специального военно-строительного управления. Признаюсь, новое предложе­ние беспокоило своей неизвестностью и высокой ответ­ственностью, в то же время вызывало чувство гордости и желание работать. Действительно, понятия «космод­ром», «летчик-космонавт» для нас еще со школьной скамьи были  чем-то сверхъестественными, реальное при­косновение с которыми считалось высшей мечтой.

Прилетел на Байконур вместе с начальником поли­тического отдела В.А.Хреновым. Владимир Алексеевич долгое время прослужил на Байконуре, хорошо знал не только личный состав Стройки, но и разработчиков ра­кетно-космических систем, испытателей, администрацию и общественность космодрома, поддерживал с ними де­ловые отношения. При подлете я с интересом наблюдал из иллюминатора самолета за бескрайней пустыней, при­порошенной снегом. Когда над местом приземления самолет заложил крутой вираж и «встал» на крыло, уга­дывались улицы, дома, снующие автомашины. Призем­лились на аэродроме, получившем название «Крайний». Перед моим взором встал город, который выглядел стан­дартно, внешне не блистал и, после Москвы, казался тихим и замкнутым, ушедшим в себя. Но я душой пони­мал: здесь живут те, кто запускает в космос корабли, здесь мне надо пожить, прислушаться, приглядеться, чтобы понять, почему это место широко известно на планете. Вспомнились слова Виталия Севастьянова, совершивше­го 1-18 июня 1970 года космический полет в качестве бор­тинженера на корабле «Союз-9», командиром которого был наш легендарный земляк Андриян Николаев. Вита­лий Иванович охарактеризовал Байконур так кратко и емко: «Это священные места советской космонавтики. Здесь все связано с ее историей, с ее настоящим и буду­щим. Здесь, на Байконуре, и время идет стремительнее, четче слышится ритм Земли, ярко проступают черты будущего. Но самое удивительное чувство вызывают люди, которые там трудятся. Это необыкновенно само­отверженные и преданные своему делу люди. Своим кропотливым повседневным трудом они помогают ша­гать человечеству к звездам».

Благодаря своему непосредственному начальнику, с помощью офицеров политотдела, командного и инженер­ного состава мне удалось достаточно быстро освоиться на новом месте. Вскоре на Байконур приехала моя семья. Нашлась работа и для супруги - Людмилы Лазаревны, выпускницы лечебного факультета 2-го Московского ме­дицинского института им. Н.И.Пирогова. Ее назначили заведующей отделением физиотерапии городской поли­клиники. С присущей ей настойчивостью, она добилась ремонта помещений под физиокабинеты, оборудовала их на уровне требований медицинской практики, внедрила дополнительные физиопроцедуры. Отделение стало луч­шим в поликлинике. Чистота и уют, современное лечеб­но-диагностическое оборудование, ковры на полах. Пос­ле полученной процедуры пациенты (большинство было из местного населения) от души говорили заведующей «Рахмет» («Спасибо» по-казахски). Дочь Надежду опре­делили в 7 класс 174-й школы им. К.Э.Циолковского с математическим уклоном. Она быстро освоилась в но­вом коллективе, училась старательно. Нам с суп­ругой на родительских собраниях приятно было слышать положительные отзывы о ней.

На космодроме служили многие выходцы из Чува­шии: офицеры, прапорщики и солдаты, призванные на срочную службу. Они трудились на разных участках, вы­полняя единую задачу - обеспечение космических поле­тов и функционирование инфраструктуры космодрома. Сразу же подружились с полковником Юрием Иванови­чем Ивановым - начальником штаба 1-го Управления ис­пытателей («Гагаринский старт»). Юрий Иванович - че­ловек открытый, доброжелательный и эрудированный. К тому же оказался из соседней деревни Синь-Алдыши. Мы часто бывали в гостеприимной семье Ивановых. Супру­га Юрия Ивановича Антонина Федоровна с удовольствием угоща­ла нас «фирмен­ными» пи­рогами.

В доме №14 на улице Шубникова, где на­ходилась наша квар­тира, в соседнем подъезде жила семья Казанцевых - Николай Витальевич и Гера Никитична с маленькой дочкой Элеонорой, которые ро­дом из Алатырского района. Капитан Н.В.Казанцев - человек очень коммуникабельный, о подобных говорят «трудяга», служил командиром эскадрильи в авиаци­онном полку. Мы часто проводили свободное время

вместе.

Однако, вернемся к коллективу строителей Байкону­ра, где мне предстояло служить. Чуть забегая вперед, ска­жу, что годы моей службы на Байконуре совпали с пе­риодом нового, грандиозного развертывания строитель­ных работ на космодроме. Одновременно со строитель­ством наземного пускового комплекса «Энергия-Буран» шло строительство уникальной взлетно-посадочной по­лосы шириной 80 м, длиной 4500 м. Велось строительство объектов связи, слежения, информационного центра, объектов жилья и соцкультбыта, реконструировались ТЭЦ и действующие пусковые комплексы. Строился во­допроводный комплекс: скважинный водозабор из подзем­ных озер глубиной 820 м в пустыне Кызылкум, 150 км водопровода диаметром 1200 мм с внутренней цементно-песчаной изоляцией, резервуарами по 3 тыс. куб. м, ЛЭП-35 кВ, автомобильной дорогой протяженностью 150 км, связью, вахтовым поселком. Вырос и объем грузопе­ревозок. Только для обеспечения строителей на космод­ром прибывало одновременно до 900 вагонов. Строитель­ный комплекс Байконура включал в себя мощные стро­ительные управления, управления механизации и авто­транспорта, электромонтажных связных и сантехничес­ких работ, бетонные и асфальтобетонные заводы, пред­приятия по выпуску железобетонных изделий, металли­ческих конструкций, баз материально-технического снаб­жения, службы, обеспечивающие деятельность военно-строительных частей, многочисленных общежитий для офицеров и служащих, столовых, двух хлебозаводов, банно-прачечных комбинатов.

Возглавил весь   этот комплекс  в   1986  году А.А. Макарычев - опыт­ный руководитель воен­ного строительства. Алексей       Алексеевич впоследствии заслужен­но получил высокое зва­ние Героя Социалисти­ческого Труда, вырос в должности, стал генерал-лейтенантом. Для эксп­луатации системы требо­валось в короткие сроки создать на космодроме стартовый, технический, посадочный и измери­тельный  комплексы  и необходимую     инфра­структуру. Необходимо было построить заново или реконструировать около 400 сооружений и смонтировать в них около 80 технологических и свыше 300 технических систем. Для решения этих задач на Байконуре было сосредото­чено свыше 65 тысяч строителей и монтажников, было сформировано 5 управлений инженерных работ (УИР), ав­тотранспортное, специализированное и механизирован­ное управление, 36 управлений начальных работ (УНР) и 83 военно-строительных отряда (ВСО). Строитель­ство было сложным по своему составу, имело повы­шенные требования к качеству и сжатые сроки ввода объектов.

Успех зависел от высокой организованности, четко­сти действий и полной самоотдачи каждого участника процесса. Люди трудились круглосуточно. Работа, нача­тая в 1978 году, была успешно завершена в 1988 году.

15 ноября 1988 года в кратком и лаконичном сооб­щении ТАСС говорилось, что в 9 часов 25 минут москов­ского  вре­мени орби­тальный ко­рабль «Бу­ран» выпол­нил   двухвитковый полет на ор­бите вокруг Земли, при­землился на посадоч­ную полосу космодрома Байконур. Впервые в мире    посадка    осуществлялась в автоматическом    режиме.    Программа испытательно­го пуска универсальной ракетно-космической транспор­тной системы «Энергия» и орбитального корабля много­разового использования «Буран» выполнены полностью.

Нелегко описать на нескольких страницах хотя бы часть той работы, которая   проводилась на космодроме. На годы    моей службы    там приходилось немало бес­покойных дней и бессонных ночей. Работа командиров, политработников, инженерно-технического состава на Байконуре  включала   в  себя    не  только    выполнение задач строительства. Она была многообразной по своей сути: это и решение социально-бытовых вопросов лич­ного состава, и поддержание и укрепление воинской дис­циплины в частях, и воспитание офицеров, прапорщиков  и военных строителей. Если первые строители Байкону­ра испытывали больше всего трудности бытового плана, то в девяностых годах появились трудности другого по­рядка: с объявленной «перестройкой» началась перестрой­ка в мозгах людей и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Во время службы и после иногда мне приходилось слышать высказывания людей, искаженно представляю­щих роль и место офицеров-политработников в частях и подразделениях. Что на это я могу ответить? Видимо, тому человеку не повезло, если рядом с ним находился плохой политработник. Не исключено, что такие    быва­ют, как бывают плохие командиры и инженеры. Или высказывающий подобное, в силу своей ограниченности, плохо представлял круг обязанностей офицера-политра­ботника. Лично мне повезло: у меня не было ни плохих начальников, ни плохих подчиненных. Мы всегда рабо­тали в одной упряжке: командиры, политработники, инженерно-технический состав. Все наши помыслы и действия были направлены на решение стоящих перед кол­лективами задач. И все в равных долях несли ответствен­ность за весь спектр жизни и деятельности частей и под­разделений.

Справлялся ли я с поставленной передо мной задачей? Думаю, да. Уверен в этом потому, что после выполнения программы «Энергия-Буран» меня назначили на новую самостоятельную работу начальником военно-полити­ческого отдела 1164 Управления инженерных работ (УИР), который занимался ответственной работой - ре­конструкцией стартовых комплексов ракет-носителей «Протон».

Мой труд был отмечен высокой правительственной наградой, что является, как я считаю, признанием моих заслуг, в первую очередь, коллективом, где служил. Все­ляет в меня эту уверенность и то, что и сегодня у меня сохранились добрые взаимоотношения с ветеранами кос­модрома Байконур, а они-то умеют оценивать людей по достоинству.

Категория: Мои статьи | Добавил: ofizery (08.12.2008)
Просмотров: 1339 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz