Мой сайт
Пятница, 26.04.2024, 09:25
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [99]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 145

Главная » Статьи » Мои статьи

Николай Христофоров

Николай Васильевич

ХРИСТОФОРОВ

Полковник

Родился 19 декабря 1951 года в селе Шихазаны Канашского райо­на в семье служащих. Поскольку 19 декабря - день «зимнего Николы», то имя мне было предопределено. Отец работал в райисполкоме и к моменту моего рождения был на­правлен на работу в село Октябрь­ское (в те годы с. Октябрьское яв­лялось районным центром одно­именного района). По этой причи­не в Шихазанах я прожил недолго и уже через две недели мы перееха­ли в Октябрьское. Впоследствии родители рассказыва­ли мне, что перевозили меня в морозы на санях, хоро­шенько укутав в тулуп. Конечно, сегодня это предста­вить довольно сложно...

В Октябрьском я пошел в школу, а уже в 1959 году мы переехали в г. Мариинский Посад (в то время в республике происходило укрупнение районов и Ок­тябрьский район был объединен с Мариинско-Посадским).

В Марпосаде  прошло все мое детство, там я окончил среднюю школу №1, вступил в ВЛКСМ. Из жизни того периода особенно ярко запомнились ледоходы на Вол­ге, а особенно отчетливо 12 апреля 1961 года, когда первый человек полетел в космос. Было массовое тор­жество. Все вышли на улицы, занятия были прерваны, взрослые и дети смеялись, радовались, распирала гор­дость за нашу страну.

Учеба давалась легко. Особенно точные науки. По­стоянно участвовал в различных олимпиадах, иногда выигрывал и меня направляли на республиканские. Уча­ствовал в комсомольской работе в школе. В 60-х годах началось строительство Новочебоксарского химкомби­ната и от нашей школы был сформирован комсомольский строительный отряд, попасть в который было большой честью. Целый месяц после 9 класса работали на строительстве и жили в республиканском молодеж­ном палаточном лагере.

В те годы в Марпосаде работа с молодежью была организована четко, осмысленно и целенаправленно. Пионерские лагеря, комсомольские отряды, тимуровс­кое движение, внеучебная работа, помощь отстающим, переписка с ровесниками из других стран, соревнова­ние за различные звания (спутник семилетки и др.) образовывали достаточно стройную систему воспита­ния идеологически выдержанного, воспитанного в духе патриотизма молодого поколения. С большой благо­дарностью вспоминаю коллектив учителей школы, ко­торые очень умело готовили детей к взрослой жизни. Особенно хочу отметить классного руководителя на­шего 10 «А» класса Нину Трофимовну Смирнову - Учителя математики и именно Учителя с большой буквы. Были перерешены все задачи из основных и дополнительных учебников повышенной сложности, различные конкурсные задания. Половина медалистов выпуска 1968 года были представлены нашим 10 «А». Более половины выпускников поступили в вузы в пер­вый год после окончания школы. По тем временам это - более чем хороший результат. И сегодня в нашей школе трудятся мои одноклассники - замечательные педагоги, не единожды отмеченные за свой професси­ональный труд. Отрадно, что школа, богатая традици­ями, и сегодня не потерялась и приумножает их.

Сколько себя помню, всегда хотел стать военнослу­жащим, а именно летчиком-истребителем. Перечитал про авиацию все, что было доступно, особенно зачиты­вался книгами о подвигах Покрышкина, Кожедуба. Большое влияние на меня оказала книга генерального конструктора Яковлева «Цель жизни». Ложился спать, а в голове была одна мысль: «Быстрее повзрослеть, окончить школу и поступить в летное училище».

Однако медицинскую комиссию в авиационное учи­лище я не прошел, а в другое, не связанное с авиацией, даже не рассматривал.

Школу я окончил с серебряной медалью и трудностей с поступлением в вуз не было. В 1968 году стал учиться в Казанском авиационном институте, а в 1974 году окончил его. Студенческая жизнь захлестнула. Было много всего. Особенно учебы. Из 25 человек в группе на 1 курсе к выпуску осталось меньше половины (это при условии, что в группу поступили 16 медалистов). Уже в зрелые годы, сам, участвуя в подготовке спе­циалистов с высшим военным образованием в прослав­ленной Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского, ныне им. Петра Великого, понимаю, насколько основа­тельной и   мощной была подготовка в авиационном институте. Хорошо была поставлена общественная работа со студентами - различные секции, комсомоль­ская организация, фестивали художественной самодея­тельности, аэроклуб, ДОСААФ, всесоюзные строитель­ные отряды, боевая комсомольская дружина... Это делало учебу в институте интересной и чрезвычайно разнообразной. Учебные группы были очень сплочен­ными. Не случайно до сих пор каждые пять лет выпус­кники с большой радостью встречаются в стенах своей alma mater.

К моменту окончания института в Татарии в Набе­режных Челнах началось грандиозное строительство Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей (КамАЗ). Поскольку в республике про­фильных вузов по подготовке специалистов для авто­мобильной промышленности не было, руководством республики было принято решение готовить специали­стов на базе авиационного института. На выпускном курсе было сформировано две учебные группы, в одну из которых попал и я. Дипломную практику и подготов­ку дипломного проекта мы проводили на заводе ЗИЛ. По окончании института все были направлены на работу на КамАЗ. Я попал сначала в Управление глав­ного конструктора, а затем на производство на первич­ную должность - мастером в цех подвесок и седельных устройств, В это время проводился монтаж и наладка оборудования. Сроки были очень жесткие. С временем никто не считался. Строительство завода и города од­новременно получило статус всесоюзной комсомоль­ской стройки. Средний возраст жителей города не пре­вышал 30 лет. По комсомольским путевкам и просто в Набережные Челны приехало работать очень много подвижников-романтиков. Закладывался фундамент нового города. Он так и назывался - Новый город.

Все было впервые. Впервые, с чистого листа, был сконструирован автомобиль, не стесненный ограниче­ниями существующих производств. Под этот автомо­биль планировалось производство и закупалось много зарубежного оборудования именитых фирм. Архитек­тура Нового города, его инфраструктура также разра­батывалась впервые.

В Котовске я создал семью, там же родилась дочь Ирина.

В этот период на вооружение ставились мобильные ракетные комплексы, оснащенные самоходными пуско­выми установками (СПУ). Подвижность этих комплек­сов обеспечивалась установкой ракетного вооружения на специальные колесные шасси производства Минско­го автозавода.

Для этих специальных колесных шасси необходимо было готовить большое количество механиков-водите­лей. Причем в силу большой ответственности на самые «важные» агрегаты механик-водитель имел воинское звание прапорщика. Их подготовка осуществлялась в школах прапорщиков. Особенностью являлась то обсто­ятельство, что специальное колесное шасси не являлось автомобилем в обычном понимании. Габариты, масса, осевая нагрузка, эксплуатационные свойства не вписы­вались ни в один автомобильный ГОСТ. Конструкция шасси является уникальной и до сегодняшнего дня. Достаточно сказать, что собственная масса шасси в два с лишним раза меньше по массе перевозимого обору­дования. Масса агрегата была равна суммарной массе двух железнодорожных вагонов. Таких транспортных средств в мире нет. По этой причине шасси было изго­товлено с использованием технологий и материалов в автомобильной промышленности, не применяющихся или применяющихся крайне редко. Особенности конст­рукции шасси, его тактико-технические характеристи­ки требовали и особых правил эксплуатации. Механи­ку-водителю необходимо было вести шасси в составе колонны автомобилей, существенно отличающимися тяговой динамикой, тормозными свойствами, управля­емостью, проходимостью (колея, радиус поворота, дорожный просвет, расположение центра тяжести и др.). Это является сложной задачей, особенно при движении, но дорогам с низкой несущей способностью.

В начальный период становления комплексов опро­кидывание агрегатов происходило довольно часто. Осложняло подготовку механиков-водителей также отсутствие специалистов в войсках по этой технике. Приходилось учить и учиться самим. По окончании двух лет службы я принял решение служить в Вооруженных Силах в качестве кадрового офицера. Написал рапорт, и был направлен служить на государственный полигон (г. Капустин Яр Астраханской области), где проходил службу сначала в должности преподавателя учебного центра, а затем - начальника автомобильной службы этого центра.

Следует заметить, что в ракетных войсках уровень технической культуры достаточно высок. Система под­держания вооружения в готовности к применению по назначению отработана, прошла испытания временем и позволяет поддерживать высокий уровень боевой готов­ности. Не случайно сегодня далеко за пределами гаран­тийных сроков эксплуатации ракетные войска по-пре­жнему обеспечивают требуемый уровень готовности. За эти годы коллективом учебного центра были под­готовлены сотни механиков-водителей для соединений СПУ. Преподавать технические дисциплины нравилось да и получалось у меня, по оценкам командования, достаточно хорошо. Многое узнал сам и наступило время, когда необходимо было использовать накоплен­ные знания   на практике. В 1983 году я был назначен начальником автомобильной службы учебного центра, а в 1985 году поступил в Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского на инженерный факультет.

Учился с удовольствием, интересовало все, включая дисциплины, далекие от практической деятельности в войсках. Академия помогла расширить кругозор, сис­тематизировать знания, увидеть свое место в роли должностного лица при выполнении поставленных задач. Поражало то, насколько был продуман процесс обучения специалистов с высшим военным образовани­ем. Формирование требований заказчика, разработка учебных программ, методическое обеспечение, подготовка и проведение комплексных специальных воен­ных игр, командно-штабных учений и тренировок - все было продумано тщательнейшим образом. По­зднее можно было заметить, что гражданская высшая школа в процессе реформирования лишь робко начи­нала осваивать то, что было давно наработано в академии.

Необходимо отметить, что моя специальность в ака­демии была открыта лишь в 1983 году по инициативе и настойчивости начальника автомобильной службы РВСН генерал-майора И.В.Богданова. Требования к подготовке офицеров-специалистов по эксплуатации средств подвижности вооружения в РВСН существен­но отличались от принятых в других видах войск. Наше отделение было всего лишь третьим по счету. Прохо­дило становление процесса подготовки по данной спе­циальности, накапливался опыт. Находясь на занятиях, мы, слушатели, имеющие войсковой опыт, стали обна­руживать много нерешенных вопросов в автотехничес­ком обеспечении боевых действий.

Задачи, которые перед нами ставились, должны были решать с применением современных математических мето­дов. Позднее уже сами формулировали задачи, находили способы их решения и на основе анализа полученных результатов вырабатывали практические рекомендации. Академия имени Ф.Э.Дзержинского - это настоя­щая школа. Я окончил ее с отличием и мне была пре­доставлена возможность продолжить образование. В 1987 году поступил в очную адъюнктуру, а в 1990 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, был назначен на должность преподавателя кафедры экс­плуатации ракетного вооружения. Моим научным направлением было повышение эффективности фун­кционирования программы поддержания вооружения в готовности к применению по назначению.

В течении последующих лет, вплоть до 2003 года, занимал должности старшего преподавателя, доцента кафедры. За эти годы по нашей специальности подго­товлено более 100 офицеров с высшим военным обра­зованием, которые в последующей службе не потерялись и были достаточно успешными. Есть среди них и наши земляки.

Незаметно пролетели годы службы, и в 2003 году я был уволен из Вооруженных Сил. После этого меня пригласили на работу в научно-техническое предприя­тие «АВАНГАРД-МТ» заместителем генерального директора по науке и производству. Направление нашей деятельности - разработка изделий медицинского назна­чения в интересах военной медицины. Полученное образование и опыт позволили и в этой области чувство­вать себя уверенно. Есть наши работы и по созданию различных подвижных комплексов по заданию и требо­ваниям МО РФ.

Женат. У нас - дочь и сын. Жена родом из Канаша. Познакомились мы с ней во время учебы в институте. Все эти годы она работала по специальности и само­отверженно оберегала семейный очаг. Должен сказать, это ей удалось. Дочь окончила пищевую академию, затем финансовую и успешно трудится, замужем, роди­ла дочь. Сын окончил Технический университет им. Н.Э.Баумана, работает, женат, также есть дочь. Рады, что у детей много планов. Хочу пожелать им побольше настойчивости и удачи.

В свободное время люблю возиться с техникой, на даче, а каждый год (уже более 20 лет) - летом мы с товарищами едем на Нижнюю Волгу, на рыбалку.

Оглядываясь на пройденный жизненный путь, а именно на службу в Вооруженных Силах, могу лишь сказать, что гарантом успешной службы является тру­долюбие, преданность выбранному делу, а этих качеств нашим землякам не занимать. Главное - не растерять их и не поддаваться на сиюминутные соблазны, и тогда удача обязательно придет к вам!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ofizery (08.12.2008)
Просмотров: 1722 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz