Николай Васильевич
ХРИСТОФОРОВ
Полковник
Родился 19 декабря 1951 года в селе Шихазаны Канашского района в семье служащих. Поскольку 19 декабря - день «зимнего Николы», то имя мне было предопределено. Отец работал в райисполкоме и к моменту моего рождения был направлен на работу в село Октябрьское (в те годы с. Октябрьское являлось районным центром одноименного района). По этой причине в Шихазанах я прожил недолго и уже через две недели мы переехали в Октябрьское. Впоследствии родители рассказывали мне, что перевозили меня в морозы на санях, хорошенько укутав в тулуп. Конечно, сегодня это представить довольно сложно...
В Октябрьском я пошел в школу, а уже в 1959 году мы переехали в г. Мариинский Посад (в то время в республике происходило укрупнение районов и Октябрьский район был объединен с Мариинско-Посадским).
В Марпосаде прошло все мое детство, там я окончил среднюю школу №1, вступил в ВЛКСМ. Из жизни того периода особенно ярко запомнились ледоходы на Волге, а особенно отчетливо 12 апреля 1961 года, когда первый человек полетел в космос. Было массовое торжество. Все вышли на улицы, занятия были прерваны, взрослые и дети смеялись, радовались, распирала гордость за нашу страну.
Учеба давалась легко. Особенно точные науки. Постоянно участвовал в различных олимпиадах, иногда выигрывал и меня направляли на республиканские. Участвовал в комсомольской работе в школе. В 60-х годах началось строительство Новочебоксарского химкомбината и от нашей школы был сформирован комсомольский строительный отряд, попасть в который было большой честью. Целый месяц после 9 класса работали на строительстве и жили в республиканском молодежном палаточном лагере.
В те годы в Марпосаде работа с молодежью была организована четко, осмысленно и целенаправленно. Пионерские лагеря, комсомольские отряды, тимуровское движение, внеучебная работа, помощь отстающим, переписка с ровесниками из других стран, соревнование за различные звания (спутник семилетки и др.) образовывали достаточно стройную систему воспитания идеологически выдержанного, воспитанного в духе патриотизма молодого поколения. С большой благодарностью вспоминаю коллектив учителей школы, которые очень умело готовили детей к взрослой жизни. Особенно хочу отметить классного руководителя нашего 10 «А» класса Нину Трофимовну Смирнову - Учителя математики и именно Учителя с большой буквы. Были перерешены все задачи из основных и дополнительных учебников повышенной сложности, различные конкурсные задания. Половина медалистов выпуска 1968 года были представлены нашим 10 «А». Более половины выпускников поступили в вузы в первый год после окончания школы. По тем временам это - более чем хороший результат. И сегодня в нашей школе трудятся мои одноклассники - замечательные педагоги, не единожды отмеченные за свой профессиональный труд. Отрадно, что школа, богатая традициями, и сегодня не потерялась и приумножает их.
Сколько себя помню, всегда хотел стать военнослужащим, а именно летчиком-истребителем. Перечитал про авиацию все, что было доступно, особенно зачитывался книгами о подвигах Покрышкина, Кожедуба. Большое влияние на меня оказала книга генерального конструктора Яковлева «Цель жизни». Ложился спать, а в голове была одна мысль: «Быстрее повзрослеть, окончить школу и поступить в летное училище».
Однако медицинскую комиссию в авиационное училище я не прошел, а в другое, не связанное с авиацией, даже не рассматривал.
Школу я окончил с серебряной медалью и трудностей с поступлением в вуз не было. В 1968 году стал учиться в Казанском авиационном институте, а в 1974 году окончил его. Студенческая жизнь захлестнула. Было много всего. Особенно учебы. Из 25 человек в группе на 1 курсе к выпуску осталось меньше половины (это при условии, что в группу поступили 16 медалистов). Уже в зрелые годы, сам, участвуя в подготовке специалистов с высшим военным образованием в прославленной Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского, ныне им. Петра Великого, понимаю, насколько основательной и мощной была подготовка в авиационном институте. Хорошо была поставлена общественная работа со студентами - различные секции, комсомольская организация, фестивали художественной самодеятельности, аэроклуб, ДОСААФ, всесоюзные строительные отряды, боевая комсомольская дружина... Это делало учебу в институте интересной и чрезвычайно разнообразной. Учебные группы были очень сплоченными. Не случайно до сих пор каждые пять лет выпускники с большой радостью встречаются в стенах своей alma mater.
К моменту окончания института в Татарии в Набережных Челнах началось грандиозное строительство Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей (КамАЗ). Поскольку в республике профильных вузов по подготовке специалистов для автомобильной промышленности не было, руководством республики было принято решение готовить специалистов на базе авиационного института. На выпускном курсе было сформировано две учебные группы, в одну из которых попал и я. Дипломную практику и подготовку дипломного проекта мы проводили на заводе ЗИЛ. По окончании института все были направлены на работу на КамАЗ. Я попал сначала в Управление главного конструктора, а затем на производство на первичную должность - мастером в цех подвесок и седельных устройств, В это время проводился монтаж и наладка оборудования. Сроки были очень жесткие. С временем никто не считался. Строительство завода и города одновременно получило статус всесоюзной комсомольской стройки. Средний возраст жителей города не превышал 30 лет. По комсомольским путевкам и просто в Набережные Челны приехало работать очень много подвижников-романтиков. Закладывался фундамент нового города. Он так и назывался - Новый город.
Все было впервые. Впервые, с чистого листа, был сконструирован автомобиль, не стесненный ограничениями существующих производств. Под этот автомобиль планировалось производство и закупалось много зарубежного оборудования именитых фирм. Архитектура Нового города, его инфраструктура также разрабатывалась впервые.
В Котовске я создал семью, там же родилась дочь Ирина.
В этот период на вооружение ставились мобильные ракетные комплексы, оснащенные самоходными пусковыми установками (СПУ). Подвижность этих комплексов обеспечивалась установкой ракетного вооружения на специальные колесные шасси производства Минского автозавода.
Для этих специальных колесных шасси необходимо было готовить большое количество механиков-водителей. Причем в силу большой ответственности на самые «важные» агрегаты механик-водитель имел воинское звание прапорщика. Их подготовка осуществлялась в школах прапорщиков. Особенностью являлась то обстоятельство, что специальное колесное шасси не являлось автомобилем в обычном понимании. Габариты, масса, осевая нагрузка, эксплуатационные свойства не вписывались ни в один автомобильный ГОСТ. Конструкция шасси является уникальной и до сегодняшнего дня. Достаточно сказать, что собственная масса шасси в два с лишним раза меньше по массе перевозимого оборудования. Масса агрегата была равна суммарной массе двух железнодорожных вагонов. Таких транспортных средств в мире нет. По этой причине шасси было изготовлено с использованием технологий и материалов в автомобильной промышленности, не применяющихся или применяющихся крайне редко. Особенности конструкции шасси, его тактико-технические характеристики требовали и особых правил эксплуатации. Механику-водителю необходимо было вести шасси в составе колонны автомобилей, существенно отличающимися тяговой динамикой, тормозными свойствами, управляемостью, проходимостью (колея, радиус поворота, дорожный просвет, расположение центра тяжести и др.). Это является сложной задачей, особенно при движении, но дорогам с низкой несущей способностью.
В начальный период становления комплексов опрокидывание агрегатов происходило довольно часто. Осложняло подготовку механиков-водителей также отсутствие специалистов в войсках по этой технике. Приходилось учить и учиться самим. По окончании двух лет службы я принял решение служить в Вооруженных Силах в качестве кадрового офицера. Написал рапорт, и был направлен служить на государственный полигон (г. Капустин Яр Астраханской области), где проходил службу сначала в должности преподавателя учебного центра, а затем - начальника автомобильной службы этого центра.
Следует заметить, что в ракетных войсках уровень технической культуры достаточно высок. Система поддержания вооружения в готовности к применению по назначению отработана, прошла испытания временем и позволяет поддерживать высокий уровень боевой готовности. Не случайно сегодня далеко за пределами гарантийных сроков эксплуатации ракетные войска по-прежнему обеспечивают требуемый уровень готовности. За эти годы коллективом учебного центра были подготовлены сотни механиков-водителей для соединений СПУ. Преподавать технические дисциплины нравилось да и получалось у меня, по оценкам командования, достаточно хорошо. Многое узнал сам и наступило время, когда необходимо было использовать накопленные знания на практике. В 1983 году я был назначен начальником автомобильной службы учебного центра, а в 1985 году поступил в Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского на инженерный факультет.
Учился с удовольствием, интересовало все, включая дисциплины, далекие от практической деятельности в войсках. Академия помогла расширить кругозор, систематизировать знания, увидеть свое место в роли должностного лица при выполнении поставленных задач. Поражало то, насколько был продуман процесс обучения специалистов с высшим военным образованием. Формирование требований заказчика, разработка учебных программ, методическое обеспечение, подготовка и проведение комплексных специальных военных игр, командно-штабных учений и тренировок - все было продумано тщательнейшим образом. Позднее можно было заметить, что гражданская высшая школа в процессе реформирования лишь робко начинала осваивать то, что было давно наработано в академии.
Необходимо отметить, что моя специальность в академии была открыта лишь в 1983 году по инициативе и настойчивости начальника автомобильной службы РВСН генерал-майора И.В.Богданова. Требования к подготовке офицеров-специалистов по эксплуатации средств подвижности вооружения в РВСН существенно отличались от принятых в других видах войск. Наше отделение было всего лишь третьим по счету. Проходило становление процесса подготовки по данной специальности, накапливался опыт. Находясь на занятиях, мы, слушатели, имеющие войсковой опыт, стали обнаруживать много нерешенных вопросов в автотехническом обеспечении боевых действий.
Задачи, которые перед нами ставились, должны были решать с применением современных математических методов. Позднее уже сами формулировали задачи, находили способы их решения и на основе анализа полученных результатов вырабатывали практические рекомендации. Академия имени Ф.Э.Дзержинского - это настоящая школа. Я окончил ее с отличием и мне была предоставлена возможность продолжить образование. В 1987 году поступил в очную адъюнктуру, а в 1990 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, был назначен на должность преподавателя кафедры эксплуатации ракетного вооружения. Моим научным направлением было повышение эффективности функционирования программы поддержания вооружения в готовности к применению по назначению.
В течении последующих лет, вплоть до 2003 года, занимал должности старшего преподавателя, доцента кафедры. За эти годы по нашей специальности подготовлено более 100 офицеров с высшим военным образованием, которые в последующей службе не потерялись и были достаточно успешными. Есть среди них и наши земляки.
Незаметно пролетели годы службы, и в 2003 году я был уволен из Вооруженных Сил. После этого меня пригласили на работу в научно-техническое предприятие «АВАНГАРД-МТ» заместителем генерального директора по науке и производству. Направление нашей деятельности - разработка изделий медицинского назначения в интересах военной медицины. Полученное образование и опыт позволили и в этой области чувствовать себя уверенно. Есть наши работы и по созданию различных подвижных комплексов по заданию и требованиям МО РФ.
Женат. У нас - дочь и сын. Жена родом из Канаша. Познакомились мы с ней во время учебы в институте. Все эти годы она работала по специальности и самоотверженно оберегала семейный очаг. Должен сказать, это ей удалось. Дочь окончила пищевую академию, затем финансовую и успешно трудится, замужем, родила дочь. Сын окончил Технический университет им. Н.Э.Баумана, работает, женат, также есть дочь. Рады, что у детей много планов. Хочу пожелать им побольше настойчивости и удачи.
В свободное время люблю возиться с техникой, на даче, а каждый год (уже более 20 лет) - летом мы с товарищами едем на Нижнюю Волгу, на рыбалку.
Оглядываясь на пройденный жизненный путь, а именно на службу в Вооруженных Силах, могу лишь сказать, что гарантом успешной службы является трудолюбие, преданность выбранному делу, а этих качеств нашим землякам не занимать. Главное - не растерять их и не поддаваться на сиюминутные соблазны, и тогда удача обязательно придет к вам!
|