Геннадий Никандрович
ВОЛКОВ
Майор Советской Армии,
академик РАО
Академик Российской академии образования Геннадий Никандрович Волков по праву относится к великим сынам Отечества. Созданная им наука этнопедагогика - это открытие, способствующее гармонизации межнациональных отношений, показавшее путь национального возрождения для всех народов. Приведу только одно высказывание о нашем академике. Сделано оно было первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаевым: «Геннадий Никандрович Волков — яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей идеологией, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, на воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный рассвет, тем самым коренным образом изменил ситуацию у народа».
Там, где наш академик работал, где его научные открытия в педагогике и образовании нашли применение, наблюдается национальный подъем, идет количественный рост этноса. В одном из интервью со мной он с горечью сказал: «В Чувашии за мной не пошли, мои идеи не нашли широкого применения...». Не потому ли даже по официальным данным последней переписи количество чувашей уменьшилось более чем на 140 тысяч человек?
А ведь его идеи, научные разработки широко внедряются не только среди этносов России, но и за пределами — в Казахстане, Киргизии и других странах.
С академиком Геннадием Никандровичем Волковым я познакомился осенью 1990 года на одном из мероприятий городского общества чувашской культуры в Москве. Почетным председателем правления этой общественной организации был наш земляк космонавт А.Г.Николаев, председателем - В.С.Пряников, а одним из заместителей председателя - Г.Н.Волков.
Геннадий Никандрович, с присущей ему ответственностью, проводил среди московских земляков уроки истории и культуры чувашского народа, занятия в воскресной школе по изучению чувашского языка. Он искренне верил и верит, что возрождение чувашского народа может начаться не в самой Чувашии, а за пределами республики. Как он часто повторяет, в тех «оазисах любви», которые создаются земляками в разных, уголках нашей страны.
Со временем у меня появилась идея подготовить с ним интервью. Он не отказался. На второй день наступившего нового 1992 года я подъехал к зданию, где располагался научно-исследовательский институт национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР. Здесь Геннадий Никандрович работал заведующим одного из секторов. После заседания мы уселись с ним за одним из столов в небольшой аудитории. Я поставил на стол магнитофон, достал перфокарты с вопросами. Геннадий Никандрович вначале внимательно прочитывал вопрос, а затем, не спеша, начинал отвечать. Я старался ему задавать такие вопросы, которые бы раскрывали, характеризовали его не только как известного этнопедагога, ученого, но и хоть немного раскрывали его душу, показывали как живого человека, такого же, как и мы.
Признаюсь, академик Г.Волков был загадочной личностью не только для меня, но и для многих московских чувашей, с кем он общался, кто его знал. И теперь, после многократных встреч в течение последних 15-и лет, многочасовых видео - и магнитозаписей и расшифровок этих бесед, он стал для меня еще более загадочной личностью. Личностью, масштаб которой понять, оценить сделанное им вряд ли под силу людям моего поколения.
Пока мы с ним беседовали, к нему то и дело подходили сотрудники, молодые люди — его аспиранты. Геннадий Никандрович успевал со всеми поговорить, каждому что-то посоветовать. Помню, подошел уже немолодой мужчина - якут, и начал с нами разговаривать. Речь зашла о влиянии русского языка на другие языки. Якут утверждал, что русский оказал сильное влияние особенно на чувашский.
- А на якутский? - спрашиваю я.
- На якутский - никакого, - бодро отвечает он. Признаюсь, я и сегодня, наверное, не сразу нашел бы, что ответить на такое утверждение. А Геннадий Никандрович, как бы между прочим спрашивает у него:
- А скажите-ка нам, как будет по-якутски «народ»?
- «Наруд», - отвечает тот.
- «Народ» - «наруд». А говорите, никакого влияния...
Наш собеседник смущенно улыбнулся и, не говоря ни слова, засеменил между столами дальше. Больше я его там не видел.
Удивительно быстро Геннадий Никандрович в этом эпизоде нашел аргументы, и спор был решен. Конечно, здесь как раз были продемонстрированы богатый опыт научных диспутов и хорошее знание жизни других народов.
Что еще отложилось в моей памяти с той встречи? Просматривая подготовленные мною вопросы, он остановился на одном из них и заявил: «Если подполковники задают такие вопросы, мы, чуваши, наверное, не исчезнем». Он уже тогда чувствовал, знал, что чувашский народ сдает позиции. Многие, в том числе и я, начали осознавать всю катастрофичность положения чувашей только после публикации результатов последней переписи населения (2002 г.). Нас стало меньше на 140 с лишним тысяч человек. Геннадий Никандрович утверждает, что эти данные - «залакированные». В реальности же число «потерянных» чувашей составляет более 500 тысяч человек. У человека, внимательно наблюдавшего за экономическими «революциями» последних лет и их результатами, особенно сильно повлиявших на деревенского жителя, есть все основания верить словам нашего академика, его обостренному чувству близости большой беды. Многие даже в самой Чувашии еще не осознали масштабов этой национальной катастрофы. Такая пугающая демографическая ситуация не может оставить равнодушным ни одного истинного чуваша, патриота своего народа. Откуда такой мор? Что мешает нам развиваться? Что может сделать каждый чуваш в своей семье, роду, чтобы не растерять свое истинно национальное лицо? И, вообще, под силу ли нам остановить эту печальную тенденцию? Подобные вопросы я уже слышу от многих наших земляков, проживающих за пределами Чувашской Республики.
Если темпы потерь населения сохранятся, уже через несколько десятков лет мы можем оказаться у той черты, за которой человечество начнет забывать слово «чуваш».
Бывая в Чебоксарах, и даже в журналистских кругах, я слышу такие вопросы: «Зачем известный этнопедагог-ученый Геннадий Волков в каждом своем выступлении в Чувашии говорит о национальной катастрофе? Неужели недостаточно того, что он об этом уже не один раз сказал? Почему же он не показывает реальные пути выхода из кризиса?». Даже в этих вопросах я слышу отголоски событий тридцатипятилетней давности, когда Геннадий Никандрович после выступления с докладом о национальном спасении чувашей из-за гонений, травли, организованной верхушкой местной власти, вынужден был покинуть Чувашию.
«Не показывает пути выхода из кризиса...» Изучайте опыт якутов, киргизов, казахов, тувинцев, калмыков, в конце концов, где он в последнее время работает. Издавайте его книги, читайте их. Министерство образования Якутии выпустило его труды в двухтомнике под названием «Педагогика любви», обеспечило этими книгами все школы, библиотеки, семьи. Министр образования письмом благодарит академика за разрешение издавать его книги.
«Разве якуты должны были издать эту книгу?» - спрашивал он у меня в одной из наших бесед.
«Конечно, - чуваши, какими бы бедными себя не чувствовали...», — отвечал сам же на этот вопрос.
Один из принципиальных вопросов в отношениях Г.Волкова и Чувашии - когда вернется скиталец мира на свою великую Родину и вернется ли?.. Успеет ли?
«Чувашию я никогда не назову «малой Родиной». Для меня она - великая Родина, - говорит Геннадий Никандрович. И, что важно для всех нас, он мечтает вернуться в Чувашию, так как тоскует по ней. Вернее, он не мог без нее жить и раньше. Из-за этого не согласился работать культурным атташе в посольстве ГДР, так как не был в состоянии надолго оставлять дорогую ему чувашскую землю. Вообще, как только начинала болеть и скучать душа академика, он тут же бросал все и приезжал в Чувашию - по делам и просто без дел, лишь бы побыть наедине с природой, походить по чувашской земле, обнять чувашские дубы...
В своем первом интервью, 15 лед назад, Г.Н.Волков говорил, что мечтает жить в Чебоксарах в квартире с видом на Волгу. Он благодарен Правительству Чувашской Республики, что ему помогли поменять квартиру на более просторную двухкомнатную на берегу Волги.
Кстати, в стройтресте, который выделял квартиру, объяснили, что, к сожалению, Волги видно не будет. А она видна - между двумя другими домами. И будет видна всегда!
Говорит ли этот факт о том, что мысль имеет реальную силу? Или сама Волга-матушка ждет своего великого сына, любившего гулять по берегу одной из могучих рек мира и прославившего землю, по которой она течет?
Он - один из трех Почетных граждан Чувашской Республики. Такие звания еще были присвоены А.Г. Николаеву и В.К.Кузьминой.
Каждый год Г.Н.Волков приезжает в Чебоксары по несколько раз - то на защиту диссертаций, то на научные конференции. «Поездки у меня очень дорогие. Но я утром съем банан, в обед выпью чай - сэкономлю на дорогу - и съезжу в Чувашию...». И это он говорил мне неоднократно. Кто еще может любить и любит свою родину так, как это делает он? Кстати, я знал еще двух таких людей — Геннадия Айги и Андрияна Николаева. К сожалению, обоих с нами уже нет...
Сегодня Г.Н.Волков работает в Калмыкии. Не выходя на прогулки, трудится над завершением «Этнопедагогической пансофии», книги воспоминаний. В Республике Калмыкия он востребован. За ним ухаживают. Его опекают. Ему здесь комфортно работается. Все это я видел в ходе моей рабочей поездки к нему в Калмыкию. Кстати, Президент Республики Калмыкия К.Илюмжинов при встрече и беседе с нами сказал так: «С академиком Г.Н.Волковым мы часто встречаемся...». Действительно, здесь он - один из национальных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы в этом направлении включаются в законы республики и служат калмыцкому народу. Но думает вернуться. «Я вернусь в Чувашию», - сказал он твердо в одном из интервью. Переживал, что силы иссякают, что многое из задуманного уже не успеет сделать для родного чувашского народа.
Много откровений я услышал от Геннадия Никандровича за последние годы, надеюсь услышать еще. Совершенно неожиданным для меня стал и тот факт, что многие ставшие крылатыми выражения о чувашском крае, народе, оказывается, принадлежат перу Г.Н.Волкова, а не И.Я.Яковлева. «Зачем вы это сделали?». «Для придания большего веса. Если бы я сказал, написал от своего имени — не пошло бы, не прошло бы. Я же не крал у него, а, наоборот, отдавал свое», - ответил академик. Что ж, теперь все написанное им о И.Я.Яковлеве придется внимательно перечитывать еще не один раз.
Поступив таким образом, был ли Геннадий Никандрович прав? Если смотреть с точки зрения престижа чувашского народа, - пожалуй, да. А лично для себя? Конечно, потерял, отдав свои заслуги не только И.Я.Яковлеву, но и другим великим ученым, в том числе и Выготскому. Но наш земляк настолько талантлив, гениален, что его идей, мыслей хватило на то, чтоб стать академиком, обогатить духовно многих великих ученых, воспитать сотни кандидатов и докторов наук. Да, что и говорить, в научном мире обычно стараются «стащить» друг у друга идеи, В случае с Г.Н.Волковым человек сознательно, на протяжении всей своей жизни приписывал свои идеи другим, лило, бы они прошли, лишь бы принесли добро и пользу людям. А вы знаете такого человека? Думаю, нет. И я не знаю. Г.Волков - человек-загадка.
В марте месяце, уже после выхода в свет книги «Я .вернусь... Откровения академика Геннадия Волкова» (Чебоксары, 2006 г.) задал ему еще один вопрос, проливающий свет на то, как бескорыстно он отдает свои мысли, идеи другим великим мыслителям. Открыл обложку его книги об И.Я.Яковлеве «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха» (Чебоксары, 2004 г.), где жирным шрифтом написаны 12 известных изречений и спросил: «А сколько из них принадлежит вам?». Он ответил: «8». Вооружившись карандашом, я попытался угадать, какие из них яковлевские и какие волковские. Мне это почти удалось, ошибся только в одном месте. Он собственноручно сделал пометки на каждом из изречений. Теперь экземпляр этой книги с его отметками «В» (Волков) и «Я» (Яковлев) я храню как драгоценную реликвию. Мое любопытство этим не ограничится. На страницах 255-276 той же книги насчитал 155 назиданий и заповедей. В следующий его приезд попробую выяснить, сколько же крылатых выражений в этом разделе принадлежат самому академику.
Несколько экземпляров книги «Я вернусь...» Геннадий Никандрович увез для своих друзей в Калмыкию. Через некоторое время он позвонил мне и говорит: «Тут тебя вся Калмыкия ругает...». Я, опешив, спрашиваю: «За что?». «Кто ознакомился с книгой, считают, что автор - Геннадий Викторов своей книгой усилил мое (Г.Н.Волкова. - Авт.) желание вернуться на родину. Я и так очень хочу вернуться», - добавил он...
К своему удивлению, иногда среди сынов Отечества встречаю людей, не знакомых с трудами и деятельностью академика Г.Н.Волкова. В Военно-инженерной академии была запланирована творческая встреча зем-
ляков-военнослужащих с Геннадием Никандровичем, но пока не состоялась. Думаю, пришло время учить признанное в мире золотое правило этнопедагогики Г.Н.Волкова, говорящее о глубокой духовной связи между памятью о предках и прошлом народа и нынешнем состоянием уровня духа и жизни.
Может многое из того, что не так в нашей жизни сегодня, связано с тем, что мы не ценим, не помним, не интересуемся своим историческим прошлым, своими великими сынами-чувашами. Они у нас есть!
Кстати, когда Геннадий Никандрович бывает в семьях чувашей, он удивительно быстро находит общий язык с детьми. Если мне со временем удастся подготовить и выпустить еще одну книгу об академике Г.Волкове, обязательно напишу раздел «Г.Н.Волков - как дедушка». Как дедушка не только своей внучке, но и другим детям, с кем он общается.
В марте этого года академик, побывав в семье Крыловых, открыл домашнюю чувашскую школу. На следующий день мне позвонил отец дочерей Анатолий. Оказывается, после нашего отъезда младшая дочь сказала: «Будто я этого дедушку всю жизнь знала».
Не эти ли слова ребенка, увидевшего и пообщавшегося в первый раз с Геннадием Никандровичем, характеризуют его как человека-педагога, вобравшего все лучшее от дедушек всего мира.
Посмотрите, на снимке, какой яростный идет диалог между ним и Ульяной Сорокиной (3 года), когда он заехал и подарил ей на день рождения книгу Сутеева. За какие-то секунды был налажен контакт и ребенок несет ему показать, поделиться со всеми имеющимися уже у нее книгами.
|