Татьяна Михайловна
ЛАРИОНОВА
«Сила матери в ее тысячелетней мудрости, понимающей, призывающей, использующей физические, педагогические, нравственные силы отца, деда, бабушки... Ее, может быть, и не видно в эту минуту, но она ежесекундно рядом».
Г.Н.Валков.
Этнопедагоги всего мира во главе с ее основоположником академиком РАО Г.Н.Волковым едины во мнении, что одна из основных задач семьи - обучить ребенка родному языку. И здесь основная роль отводится женщине, матери. Родное материнское слово создает ядро, стержень духовности человека. Материнский язык - высшая национальная ценность, святыня из святынь. Но как сохранить родной язык, если половина чувашского населения находится за пределами республики, в регионах, где нет обучения на чувашском языке?
В г. Краснознаменск живет семья Ларионовых. Родом из Исаклинского района Самарской области. Здесь они недавно, получили служебную двухкомнатную квартиру. Имеют двоих детей - сына 14 лет и дочь 5 лет.
И Татьяна, и Николай - из чувашских деревень. Она - из деревни Исаклы, он - из села Малое Микушкино. Николай рассказывал, как в школьные годы учился читать по-чувашски по журналу «Капкан», а Татьяне и это не удалось.
В прошлом году, в один из приездов Геннадия Никандровича в наш городок, Татьяна советовалась с ним по поводу сохранения чувашских традиций, языка. Говорила, что сама хочет научиться читать и детей научить говорить на родном языке. Конечно, Г.Н.Волков, как опытный и умудренный педагог, дал советы, поблагодарил Татьяну, что она стремится сохранить материнский язык. Много было тогда и потом откровенных бесед у чувашей из Краснознаменска с академиком. Геннадию Никандровичу чувашские семьи понравились тем, что в них царит любовь - друг к другу, детям, друзьям и знакомым. Во многих семьях звучит чувашская речь, поддерживаются национальные традиции, есть стремление обучать родному языку не только детей, но и внуков.
Тогда, после нескольких встреч и знакомств с краснознаменцами, я услышал от Геннадия Никандровича фразу: «Возрождение чувашской нации может начаться и за пределами республики. Вот в таких семьях, как Ларионовы, Скворцовы, Тимофеевы, Крыловы - в этих «оазисах любви»...
Зимой Татьяна изъявила желание помочь мне в наборе на компьютере текстового материала для книги «Я вернусь...» (Про Г.Н.Волкова. - Авт.). Она запомнила все чувашские слова из интервью Геннадия Никандровича и расспрашивала о них уже у самого академика за чаепитием с «хуплу» на одной из домашних встреч. После академик Г.Волков подарил семье Ларионовых учебники чувашского языка, открыл первую домашнюю школу в нашем городке и провел первый урок чувашского языка.
Вспоминает Т.М.Ларионова:
- Родилась и выросла я в селе Исаклы. После окончания 8 классов поступила в Ульяновский фармацевтический техникум, который окончила в 1989 году. По окончании учебы попала по распределению на родину - в Самару. Проработала чуть больше года в центральной аптеке № 29 г. Самара. Вышла замуж за Николая Ларионова, в июле 1991 года родила сына Владислава. Весной 2002 года с мужем переехали жить в с. Исаклы, чтобы быть поближе к родителям. После декретного отпуска начала работать в финансовом отделе администрации Исаклинского района. Затем стала заочно учиться в финансово-экономическом колледже. После его окончания поступила в Оренбургский госуниверситет.
В июле 2001 года родила дочь Катюшу. В этом же году муж Николай поступил учиться в Москву — в Академию управления МВД России, и с тех пор мы живем в Подмосковье. По окончании учебы в академии муж был распределен для прохождения дальнейшей службы в г. Краснознаменск. Я даже не могла предполагать, что встречу здесь так много своих земляков. Теперь, живя вдали от родины, не чувствуешь себя так одиноко, потому что рядом есть земляки, друзья и знакомые.
Иногда в разговорах с чувашами меня удивленно спрашивают: «А что, вы из Самары?». Отвечаю: «И на самарской земле живут и трудятся чуваши». Меня не перестает удивлять и радовать то, что среди нас есть много земляков, которые, несмотря на все трудности и занятость, находят силы и время для объединения чувашского народа, организации культурных встреч, мероприятий, издания книг и т.д. Народ, у которого нет памяти, был бы диким, заблудившимся, мог бы исчезнуть. Пока среди нас есть настоящие патриоты своей родины, можно надеяться на будущее нации, сохранение культурных и духовных традиций чувашского народа.
Исаклы - небольшой районный центр. Село расположилось в низине холмов, недалеко протекает река Сок. На холмах растет лес: березы, ели, сосны, осины, столетние дубы. Есть березовый лес, посаженный человеком. А какая там красота, - не описать словами. Первый раз я побывала там с мамой, когда ходили за грибами. Так этот березняк до сих пор стоит перед глазами. Прекрасная природа - глубокие реки, озера, родники, леса и поля. Очень красивые места. Не зря нашу местность называют «маленькая Швейцария».
Исаклы - моя Родина. Как же с годами тянет домой, в родительский дом, где прошли детство, юность. Только вдали понимаешь, как дорога земля, которая вырастила тебя.
Родилась я и выросла на самарской земле в семье простых тружеников. Мама Лидия Егоровна (1947 года рождения) проработала около 30-и лет бухгалтером в местном колхозе «Путь Ленина», папа Михаил Федорович Краснов (1944 года рождения) работал водителем. Сейчас они оба на пенсии. У меня есть младший брат Андрей. Мама часто говорила: «Вы две кровинушки, берегите друг друга, помогайте во всем». Он живет в Исаклах, где и родители. Женат, два сына - Рома и Алеша.
Хочется немного рассказать о родителях. Про роль мамы в семье и воспитании детей скажу словами Г.Н.Волкова: «Мать незаменима в мелких делах, посильных только ей одной. Из них, из этих дел, и складывается жизнь семьи, судьбы детей. Из них возникает великое» (из книги «Педагогика любви»),
Мама выросла в деревне Малое Ишуткино Исаклинского района Самарской области в семье колхозников. У нее три сестры: Зинаида, Вера и Надежда. Еще, будучи студенткой, она посадила в палисаднике яблони и спустя много лет мы (внуки), приезжая летом к бабушке на каникулы, лакомились вкусными яблоками. Мама очень любит цветы. Наверное, ее увлечение перешло и ко мне. Помню, как в детстве участок возле нашего дома утопал в цветах. Мама выписывала их по почте. Откуда только не приходили посылки, даже из бывшего СССР! У нас в Исаклах проходили выставки цветов, и мама принимала активное участие и занимала призовые места. Она любит землю, любит все, что рождает земля. «Некрасивых и ненужных растений не бывает», - часто повторяла мама.
Дедушка - Егор Захарович Алексеев, был высокого роста, что не характерно для чувашского народа, воевал в войну, был ранен (так и проходил с осколком в легких), попал в плен. Про войну он никогда не рассказывал. После войны проработал в колхозе бригадиром. Бабушка - Нина Ивановна работала уборщицей в школе. Летом, во время школьных каникул, я гостила у бабушки с дедушкой. Помню, бабушка брала меня с собой в школу. Школа была маленькая, всего один класс, и пока бабушка белила и красила, я смотрела поделки и рисунки ребят, которые там учились. Сейчас, спустя много лет, думаю, как же все-таки мало получали знаний в школах деревенские ребята, а особенно огорчало то, что не было преподавания на родном языке. И, тем не менее, многие замечательные люди выросли именно в деревне. С малых лет в деревне приходится трудиться, помогать взрослым: готовить сено, дрова, носить воду из колодца. Труд благотворно влияет на формирование личности, облагораживает человека. Помню, бабушка сделала маленькие ведерца из жестяных банок, и я тоже носила наравне со взрослыми воду из колодца. Еще помню церковь, которая стояла и стоит (единственная в районе) напротив бабушкиного дома — большая, с тремя куполами. Кругом зеленая трава-мурава. По праздникам бабушка брала меня в церковь. Перед этим она открывала сундук, и я выбирала себе красивый платок (их у бабушки было много). В церкви было красиво. Меня завораживали картины, иконы, свечи. После причастия чужие бабушки при выходе из церкви давали конфеты, печенья. Сладостей было так много, что их невозможно было держать...
Когда мы приезжали всей семьей на выходные, нас всегда ждал горячий, только что испеченный «курник» (бабушка называла его по-чувашски «хуплу») и «уйран». До сих пор помню вкус бабушкиных лепешек «пажалу».
Недалеко от бабушкиного дома протекает небольшая речушка Чембулатка. Мы с двоюродной сестрой целыми днями пропадали на речке. Один раз ходили с дедушкой замачивать лыко (такое видела в первый и последний раз).
Папа вырос в деревне Саперкино в многодетной семье. Их было семеро братьев и сестер. Дедушка - Федор Гурьянович Краснов (я его не видела, т.к. он умер до моего рождения), воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Когда вернулся с войны, работал в колхозе, но из-за полученного ранения прожил недолго. Бабушка - Александра Ивановна родилась осенью 1905 года. В пять лет осталась сиротой. Ее взял к себе старший брат. Из рассказов бабушки помню, что она уже в шесть лет работала: мыла полы в школе, топила печку перед приходом ребят. Любила песни. К сожалению, ни одной не помню. Папа рассказывал, как они в голодное время (после войны) ели лепешки из лебеды, летом во время каникул трудились на колхозных полях. Из рассказов папы также помню, что на рождество приходили в дома ряженые, надев на себя тулупы шерстью наружу, пели песни, ходили по улице и пугали жителей. По рассказам родителей могу сделать вывод, что в деревне народ раньше жил одной большой и дружной семьей - вместе встречали праздники, помогали в беде. Увы, с годами теряем, забываем традиции и обычаи предков. А ведь в них заложено столько смысла жизни, доброты, любви, сострадания к ближним...
Благодаря моим бабушкам и дедушке, понимаю чувашский язык. Это они научили меня родному языку, но говорить и писать не могу. Родители мало говорили на чувашском, больше как-то - на русском. Так получается, мои дети не знают свой родной язык, а как бы хотелось, чтобы и они хотя бы понимали. Думаю, такое происходит и в других чувашских семьях, которые живут за пределами Чувашии - теряем корни, забываем язык. Как-то при встрече Геннадий Никандрович Волков сказал: «Не только знанием родного языка мы сохраним нацию, но и обычаями, традициями, воспоминаниями о своих предках, которые мы передадим детям». Интересно, что же будет с нами через тысячелетие?
|