Мой сайт
Четверг, 02.05.2024, 02:42
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [99]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 145

Главная » Статьи » Мои статьи

Андриян Николаев

Андриян  Григорьевич

НИКОЛАЕВ

Летчик-космонавт  СССР,

генерал-майор авиации,

дважды Герой Советского Союза

«Андриян Григорьевич Николаев вписал славную страницу в истории освоения космо­са. Это был человек большой силы воли и мужества, настоящий профессионал».

Президент России

Владимир Путин.

«Родная Чувашия никогда не будет блуждать во мгле, потому что на ее историчес­ком пути зажглась и сияет неувядаемая яр­чайшая звезда Андрияна Николаева, прони­занная светом его сердца, всенародной любо­вью и гордостью его соплеменников».

Президент Чувашии

Николай Федоров.

Родился 5 сентября 1929 года в селе Шоршелы Чувашской Республики. Космонавт СССР, генерал-май­ор авиации (1970), дважды Герой Советского Союза (1962, 1970), летчик-космонавт СССР (1962), кандидат технических наук (1975), член КПСС с 1957 года. В 1947 году окончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум и до 1950 года работал мастером по заготов­ке леса в Карелии. После окончания военного авиаци­онного училища летчиков (1954) служил в ВВС. В 1960-1968 в отряде космонавтов (в 1963-1968 - его коман­дир). В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. 11-15 августа 1962 со­вершил полет на космическом корабле «Восток-3». С 12 августа этот полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Восток-4», пилотируемого П.Р. Поповичем. Между космонавтами была установле­на двусторонняя связь, с кораблей велись широковеща­тельные телевизионные передачи. Полет продолжался 3 суток 22 часа 22 минуты (совместный полет - 70 часов 23 минуты 38 секунд). 1-19 июня 1970 совместно с В.И.Севастьяновым совершил полет на космическом ко­рабле «Союз-9» (в качестве командира). В полете, про­должавшемся 17 суток 16 часов 59 минут, выполнил программу научно-технических и медико-биологичес­ких исследований. За 2 рейса в космос налетал 21 сут­ки, 15 часов, 21 минуту. Депутат Верховного Совета РСФСР 6-11-го созывов. А.Г.Николаев - почетный член Международной академии астронавтики. Золотая ме­даль имени К.Э.Циолковского АН СССР, высшая награ­да Международной академии астронавтики - премия имени Д. и Ф.Гугтенхеймов, золотая медаль «Космос», медаль деЛаво и золотая медаль имени Ю.А.Гагарина (ФАЙ). Государственная премия СССР (1981). Награж­ден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями, а также иност­ранными орденами и медалями. Андрияну Григорьеви­чу Николаеву присвоены звания Героя Социалистичес­кого Труда НРБ, Героя Труда СРВ, Героя МНР. Почет­ный гражданин городов Калуга, Караганда, Смоленск, Ржев, Ленинакан, Махачкала, Нальчик, Каспийск, Че­боксары (СССР), Дархан (МНР), София, Петрич, Стара-Загора, Варна, Плевен (НРБ), Карловы-Вары (ЧССР), Буира (Алжир). Именем космонавта назван кратер на Луне. С 1974 - первый заместитель началь­ника Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. Андриян Григорьевич Николаев скончался 3 июля 2004 года. Похоронен на Родине — в селе Шоршелы Мар-посадского района Чувашской Республики.

 

Человек железной выдержки

Большой Кремлевский дворец. Идет очередная сес­сия Верховного Совета Российской Федерации. В сере­дине зала сидит генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Он чуть подался вперед. Из-под густых черных бровей внимательно смотрят темные лучистые глаза. На трибуне - представитель его род­ного края - Чувашии. Он докладывает депутатам, как расцветает из года в год, набирает сил республика. В братской семье народов России автономная Чувашия равноправный член содружества наций, входящих в Российскую Федерацию. Народ ее добился новых ус­пехов в строительстве коммунизма.

...Андриян Николаев вспомнил свое родное село Шоршелы; речку Большую Цивиль, впадающую в Волгу; столицу республики город Чебоксары. Прошел не один десяток лет, как он впервые надолго уехал из родных мест. И мог ли он, сын колхозника, думать тогда, что здесь, в Кремле, вместе с другими избранниками народа ему придется решать важные государственные вопросы. Вспомнил мать. Доброе лицо, изрезанное морщинами, ее напутствие: «Трудись так, чтобы люди хвалили. Народная-то похвала - дороже золота». Кос­монавт улыбнулся. Эти слова мать говорила ему и когда он стал летчиком, и незадолго перед полетом в космос, и уже после того как узнала, что ее сына чувашский народ избрал депутатом...

Прения по докладам закончены. Председательству­ющий ставит на голосование проект Государственного плана развития народного хозяйства РСФСР:

- Товарищи депутаты! Кто за то, чтобы утвердить план развития народного хозяйства, прошу поднять мандаты. И, окинув глазами огромный зал, продолжал:

- Кто против? Кто воздержался? Против и воздер­жавшихся нет. План развития народного хозяйства Российской Федерации утвержден единогласно. Выполняя волю избирателей, проголосовал за него и летчик-космонавт Андриян Николаев - один из пер­вых советских покорителей космоса. Новый хозяйствен­ный план республики отвечает его интересам и как депутата, и как космонавта. В плане предусмотрены значительные ассигнования на развитие науки и техни­ки, а значит, и на исследование и освоение космическо­го пространства.

       ...Первая мимолетная встреча. Мы сидели в домике на космодроме Байконур и беседовали с Германом Титовым. Это было вечером 5 августа 1961 года. Во­шел плотного сложения летчик. Из-под козырька фу­ражки поблескивали карие глаза. Помолчал. Уловив паузу в разговоре, обратился к Титову: Извините, товарищи. Герман, там из группы связи
приехали, что им сказать?

-    Через несколько минут я в их распоряжении.

А когда летчик ушел, Герман Титов как-то удивитель­но мягко сказал:

-      Дублер. Андриян Николаев. Вы еще встретитесь с
ним. Человек удивительного хладнокровия и железной
выдержки. Его девиз: «Главное - спокойствие».

«Главное - спокойствие»... Эти слова нам довелось услышать и от самого космонавта, когда он, уже после полета, скупо рассказывал свою биографию.

-      Окончил я, у себя в Чувашии, как вы знаете, лесо­технический техникум, - начал издалека космонавт. Потом пришлось расстаться с родными Шоршелами. По-русски это значит «Светлый ключ». Послали меня работать в Карелию, в леспромхоз. Леса там!.. Полю­бились мне новые места. Так и думал, что останусь надолго. Но подошло время служить в армии. На при­зывном пункте врачи долго меня крутили, около часа. А потом услышал короткое: «В авиацию». Путь в небо
нелегок. Спросите любого летчика. И мне он дался не просто. Прошел все ступени обучения, Вначале зани­мался на курсах воздушных стрелков. Поступил в авиа­
ционное училище в августе 1951 года. Кажется, все это
было недавно, а прошло целых десять лет.

В Подмосковье началась полковая служба. Никогда не забуду встречи с трижды Героем Советского Союза Покрышкиным. Еще в юности о нем много слышал, но не думал, что придется увидеть, да еще служить под его командованием. В эти годы меня и кандидатом в члены партии приняли. За несколько дней до запуска первого искусственного спутника Земли - в сентябре 1957 года я стал членом ленинской партии... Коммунист, рекомен-довавишй А. Николаева в ряды партии, уверенно писал: «Я знаю старшего лейтенанта Николаева Андрияна Гри­горьевича по совместной службе с 1955 года до насто­ящего времени. Товарищ Николаев - дисциплинирован­ный, грамотный летчик-офицер, пользуется авторите­том среди личного состава части. Он постоянно рабо­тает над повышением своих военных и политических знаний, летает грамотно и хорошо». Написавший реко­мендацию тогда не знал, что дает летчику и путевку в космос. При отборе кандидатов в первый отряд космо­навтов эта характеристика сыграла свою роль. Но и написать так у коммуниста было полное основание,

...Незадолго до партийного собрания Андриян Нико­лаев совершил обычный полет в зону для отработки тех­ники пилотирования на высоте 10 тысяч метров. Все шло нормально. Машина была послушна. И когда программа полета была выполнена, летчик вдруг ощутил нахлынув­шую тишину. Легкокрылый МиГ на секунду будто завис: перестал работать двигатель. Николаев взглянул на при­борную доску: обороты упали. Быстрым движением взял ручку на себя, перевел машину в горизонтальный полет, затем в планирование и развернул ее в сторону аэродро­ма. Сектор газа не слушается. Стрелка высотомера ползет к нижней черте. Земля все ближе и ближе. Летчик снова и снова пытается запустить турбину. Напрасно. Можно представить себе, что чувствует в эти мину­ты человек, остающийся в падающей машине.

-     Двигатель остановился, - как можно спокойнее докладывает летчик по радио руководителю полета. И в эти короткие секунды сознание пронизывает мысль: «Конец машине». И одновременно другая, сильная,
заслонившая первую: «Все ли я сделал? Главное - спо­койствие». Николаев еще крепче стиснул зубы. А земля все ближе и ближе.

-     Прекратить попытку запуска, - услышал летчик голос руководителя полета.

-     Есть прекратить попытку запуска, — автоматически ответил Николаев, а сам думал: «Не торопиться. Главное - спокойствие». Он знал: стоит нажать кнопку - и автомат выбросит его из самолета. Самолет рухнет на землю, превратясь в груду металла. «Значит, сам жив, а машина
вдребезги. Нет, нет. Еще успею. Это же машина, ее люди делали». А в наушниках повелительная команда: Оставить машину. В сузившихся от напряжения глазах летчика холод­ный блеск. Андриян Николаев решил все-таки попытаться посадить машину. И попросил разрешения у ко­мандного пункта.

-    Не дотянешь до летной полосы, - ответили Нико­лаеву.

-    Сажать буду в поле.

Там, на земле, товарищи все понимали. Только вы­сокое летное мастерство, железная выдержка помогут спасти летчика и машину. А в это время в холостяцкой комнате Андрияна Николаева сидела его мать Анна Алексеевна, приехавшая в гости к сыну. Она ничего не подозревала. Знала лишь, что сын ее занят обычной работой летчика.

...Потом, когда все осталось позади, Андриян Нико­лаев по обыкновению просто, неторопливо рассказывал друзьям-летчикам:

-      Чуть справа по курсу приметил поле. Деревьев нет, место вроде бы ровное. Волнуюсь и не волнуюсь. «Спокойствие», - говорю себе, а сам все делаю так, как не раз делал перед посадкой. Но, приблизившись к
земле, увидел, что посадочная полоса порядком бугри­ста, топорщатся кусты. Ну, думаю, неважно - сомну. И вдруг - прямо за площадкой замечаю ложбину. Вот она-то совсем некстати. Черт его знает, что там дальше, а если обрыв? Проскочишь в него, и все. Конец. И снова: «Главное - спокойствие». Выравниваю машину. Удар. Самолет с шумом «пашет» поле. Наконец остановился. Посмотрел вперед. Так и есть, еще несколько метров - и обрыв... Через несколько дней перед строем летчиков командир полка вручил Андрияну Николаеву часы с именной гравировкой. В приказе говорилось:   «За му­
жество и самообладание при создавшейся в полете
сложной воздушной обстановке наградить лейтенанта
Николаева Андрияна Григорьевича ценным подарком - наручными часами «Победа».

...С 1960 года Андриян Николаев - в Звездном город­ке, в первой группе космонавтов. Сейчас ее называют Гагаринской. На долю летчиков этой группы выпало многое: они участвовали в разработке первой в мире методики подготовки человека к полету в условиях космоса. Через несколько лет медики и биологи признают, что готовили первых космонавтов с необычайно высоким запасом прочности. Но главным оставалась отработка программы полета, тщательное изучение всех систем корабля.

И, наконец, первый полет человека в космос. Мы сидим и слушаем, как рассказывает о незабываемом дне Андриян Николаев:

— На космодроме Байконур стояло удивительно сол­нечное утро. В небе — ни облачка. Сели мы в известный сейчас всем голубой автобус и поехали на стартовую площадку. Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов сидели в специальных креслах, одетые в скафандры. Юра был в отличном настроении. И только изредка в его улыбчатых голубых глазах появлялось выражение строгости. Мы понимали его душевное состояние. Павел Попович, Валерий Быковский и я не скрывали радости, что наш друг летит в космос. Мы твердо ве­рили, что задание партии и правительства он выполнит отлично. Не помню, о чем мы говорили в те минуты. Вскоре впереди показалась ракета. В это утро она выглядела как-то особенно величественной, даже праз­дничной. Огромное солнце, поднявшееся над землей, подсвечивало ее. Автобус остановился на стартовой площадке недалеко от ракеты. Юрий и Герман пожали друг другу руки и «чокнулись» гермошлемами. Мы помогли Юрию выйти из машины. Настала минута расставания. Гагарин обнял Павла Поповича, Валерия Быковского, меня и сказал: «Друзья мои, ребята! Мы всегда были большими друзьями. Наша дружба должна стать еще крепче, вот такой, как сжатый кулак. До встречи на земле, родные мои!»

Еще секунда - и Гагарин пошел навстречу подвигу. Мы стояли на наблюдательном пункте. Напряжение, вызванное ожиданием старта ракеты, достигло высшей точки. Но вот прозвучало короткое: «Подъем!» Ракета дрогнула, медленно поползла вверх. В этот момент мы услышали гагаринское «Поехали». Серебристая стре­ла словно вонзилась в небо. Мы и все, кто был вместе с нами, закричали: «Ура! Ура!» Смеялись, прыгали, как мальчишки, обнимались. А из космоса раздавался бодрый голос Гагарина, докладывавшего председателю Государственной комиссия и техническому руководите­лю полета академику Королеву, что все идет по програм­ме, что самочувствие отличное... Счастью нашему не было предела. Каждый понимал великое значение пер­вого полета человека в околоземное пространство. И все очень тревожились. Мы знали - техника не подведет. Но как Юра перенесет состояние таинственной невесо­мости?

108 минут полета показались нам вечностью. Мы не находили себе места. Как много передумал каждый из нас за это время. Наши сердца были полны гордости за любимую Родину, за то, что она первой распахнула двери в космос...

Наконец пришло долгожданное сообщение: «Вклю­чена тормозная установка». Идут последние, самые длинные минуты. И вдруг радостный голос Сергея Пав­ловича: «Приземлился!»

Через шестнадцать месяцев Андриян Николаев ста­новится командиром корабля «Восток-3». «Спокойствие и выдержка — это его первый девиз. Он отличный лет­чик, замечательно знает технику». Эти слова в полной мере подтвердило многодневное путешествие Андрияна Николаева на корабле «Восток-3» в групповом по­лете с кораблем «Восток-4», который пилотировал Павел Попович.

Голос планеты

США

«Нью-Йорк таймс»

«Экипаж «Союза-9» провел важнейшие исследова­ния, в итоге которых получены ценные научные данные о влиянии на организм человека длительного космичес­кого полета в условиях невесомости».

Франция

Агентство «Франс-Пресс»

«Никогда еще специалисты космической медицины не располагали столькими данными относительно физиоло­гического и психического состояния человека, находящегося в невесомости, полученными в результате почти трехнедельного периода жизни космонавтов вне Земли».

Япония

«Майнити»

«Длительный успешный полет «Союза-9» показал, что Советский Союз успешно решает задачу построе­ния в космосе долговременных орбитальных станций».

Болгария

«Работническо дело»

«Данные этого космического марафона тщательно обрабатываются и изучаются. Но первый главный вывод сделан - человек может длительное время находиться в невесомости, сохраняя при этом работоспособность».

СССР

Б. Петров, академик

- Полет космонавтов А.Николаева и В.Севастьянова - важный шаг в подготовке новых, еще более длитель­ных полетов, к созданию длительно действующих ор­битальных станций.

Сайт Мариинско-Посадской

центральной библиотеки

Категория: Мои статьи | Добавил: ofizery (08.12.2008)
Просмотров: 2011 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz