...Геннадий Александрович сразу после окончания средней школы стал студентом. Я не смог стать им по определенным причинам, хотя очень хотел поступить на инженерный факультет вуза. Старшее поколение помнит, что семидесятые годы были годами великих строек, активного развития химической науки и промышленности. Под Чебоксарами начали строить крупный химический комбинат. И мы, в выпускном классе, вдохновленные комсомольским энтузиазмом, приняли решение - после окончания школы всем классом поедем на строительство Новочебоксарского химкомбината. Правда, когда наступило время, многие под разными предлогами отказались от поездки, но я не привык отступать от принятого решения. Мы, группа мальчишек и девчонок, стали строителями ударной комсомольско-молодежной стройки. Об этом сейчас нисколько не жалею, т.к. получил там очень хорошую рабочую закалку, познал психологию рабочего класса. На стройке, в учебном комбинате треста «Центрэнергомонтаж», окончил курсы слесарей-монтажников высотников и в составе бригады был откомандирован для производства работ на Рязанский монтажный участок.
Геннадий Александрович рассказывает, как он чуть ли не пешком ходил в Чебоксары на подготовительные курсы высшего учебного заведения. Я же вспомнил, как перед ноябрьскими праздниками, до отправки в г. Рязань, решил поехать в родную деревню - соскучился по матери и братьям. Пришел рано утром на автовокзал, а там полно народу — мне, мальчишке, не протолкнуться. Решил - дорогу знаю, догонит автобус, сяду и... пошел пешком. Автобусы, переполненные, догоняли и обгоняли, но меня не сажали. Расстояние более 100 км пришлось прошагать пешком. Когда сошел с шоссе на проселочную дорогу, стало темно, хоть глаза выколи. Почти наощупь преодолел оставшиеся 7 км. Пришел домой. Братья в клубе, на праздничном концерте. Мать накормила меня с дороги и я, не отдохнув, пошел в клуб. Сейчас удивляюсь, откуда бралось столько энергии? Эта «марафонская дистанция» для меня стала очень полезной. Я проверил себя на выносливость, преодолел чувство страха, что очень пригодилось при службе в Армии.
Проработал в Рязани на монтаже энергоблоков ТЭЦ чуть более 8-и месяцев. Летом 1965 года Советским РВК г. Рязань меня призвали на срочную службу и направили в учебную часть под г. Дмитров Московской области. Через год с отличием закончил учебу и получил направление в часть на должность командира отделения под г. Ковров Владимирской области. На третьем году службы в ожидании увольнения в запас начал готовиться к приемным экзаменам - хотел поступить в Чувашский государственный университет и получить специальность инженера. Судьба распорядилась иначе. Как и Геннадия Александровича, нас, добросовестных, замечали, нам предлагали, и мы соглашались, т.к. считали, что если предлагают, значит так нужно. А потом изо всех сил старались оправдать оказанное доверие. Так получилось и со мной. К нам в воинскую часть приехал начальник политотдела спецчастей Владимирского гарнизона полковник Н. Ершов. В беседе со мной, а тогда я был секретарем комсомольской организации роты и членом комитета ВЛКСМ части, начальник политотдела предложил мне поступить на годичные курсы подготовки офицеров-политработников. Я согласился, так как уже не успевал уволиться со службы до начала вступительных экзаменов в университет. Через год окончил курсы, сдал экстерном полный курс среднего военного училища, получил звание «лейтенант». Как отличника учебы и спортсмена меня по распределению направили в Москву. Так вторично стал строителем, но уже в другой роли - в роли руководителя и воспитателя. Служил добросовестно, рос как профессионал, получал очередные звания и должности, уважали и начальники, и сослуживцы, и подчиненные.
Все же основным событием своей жизни считаю службу на космодроме Байконур. Здесь моя деятельность опять незримо пересеклась с деятельностью Геннадия Александровича Викторова. Мне пришлось обеспечивать строительство и реконструкцию наземных пусковых комплексов на космодроме. Испытатели, в числе которых было немало земляков, запускали ракеты на заданную орбиту, а Геннадий Викторов на измерительном пункте на Дальнем Востоке корректировал их траекторию полета. Началось с того, что осенью 1986 года меня пригласили в Политическое управление Военно-строительных частей, к генерал-лейтенанту Н.С.Коваленко. Побеседовав со мной, Николай Степанович предложил новое место службы - космодром Байконур, где я должен стать заместителем начальника политотдела Главного специального военно-строительного управления. Признаюсь, новое предложение беспокоило своей неизвестностью и высокой ответственностью, в то же время вызывало чувство гордости и желание работать. Действительно, понятия «космодром», «летчик-космонавт» для нас еще со школьной скамьи были чем-то сверхъестественными, реальное прикосновение с которыми считалось высшей мечтой.
Прилетел на Байконур вместе с начальником политического отдела В.А.Хреновым. Владимир Алексеевич долгое время прослужил на Байконуре, хорошо знал не только личный состав Стройки, но и разработчиков ракетно-космических систем, испытателей, администрацию и общественность космодрома, поддерживал с ними деловые отношения. При подлете я с интересом наблюдал из иллюминатора самолета за бескрайней пустыней, припорошенной снегом. Когда над местом приземления самолет заложил крутой вираж и «встал» на крыло, угадывались улицы, дома, снующие автомашины. Приземлились на аэродроме, получившем название «Крайний». Перед моим взором встал город, который выглядел стандартно, внешне не блистал и, после Москвы, казался тихим и замкнутым, ушедшим в себя. Но я душой понимал: здесь живут те, кто запускает в космос корабли, здесь мне надо пожить, прислушаться, приглядеться, чтобы понять, почему это место широко известно на планете. Вспомнились слова Виталия Севастьянова, совершившего 1-18 июня 1970 года космический полет в качестве бортинженера на корабле «Союз-9», командиром которого был наш легендарный земляк Андриян Николаев. Виталий Иванович охарактеризовал Байконур так кратко и емко: «Это священные места советской космонавтики. Здесь все связано с ее историей, с ее настоящим и будущим. Здесь, на Байконуре, и время идет стремительнее, четче слышится ритм Земли, ярко проступают черты будущего. Но самое удивительное чувство вызывают люди, которые там трудятся. Это необыкновенно самоотверженные и преданные своему делу люди. Своим кропотливым повседневным трудом они помогают шагать человечеству к звездам».
Благодаря своему непосредственному начальнику, с помощью офицеров политотдела, командного и инженерного состава мне удалось достаточно быстро освоиться на новом месте. Вскоре на Байконур приехала моя семья. Нашлась работа и для супруги - Людмилы Лазаревны, выпускницы лечебного факультета 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова. Ее назначили заведующей отделением физиотерапии городской поликлиники. С присущей ей настойчивостью, она добилась ремонта помещений под физиокабинеты, оборудовала их на уровне требований медицинской практики, внедрила дополнительные физиопроцедуры. Отделение стало лучшим в поликлинике. Чистота и уют, современное лечебно-диагностическое оборудование, ковры на полах. После полученной процедуры пациенты (большинство было из местного населения) от души говорили заведующей «Рахмет» («Спасибо» по-казахски). Дочь Надежду определили в 7 класс 174-й школы им. К.Э.Циолковского с математическим уклоном. Она быстро освоилась в новом коллективе, училась старательно. Нам с супругой на родительских собраниях приятно было слышать положительные отзывы о ней.
На космодроме служили многие выходцы из Чувашии: офицеры, прапорщики и солдаты, призванные на срочную службу. Они трудились на разных участках, выполняя единую задачу - обеспечение космических полетов и функционирование инфраструктуры космодрома. Сразу же подружились с полковником Юрием Ивановичем Ивановым - начальником штаба 1-го Управления испытателей («Гагаринский старт»). Юрий Иванович - человек открытый, доброжелательный и эрудированный. К тому же оказался из соседней деревни Синь-Алдыши. Мы часто бывали в гостеприимной семье Ивановых. Супруга Юрия Ивановича Антонина Федоровна с удовольствием угощала нас «фирменными» пирогами.
В доме №14 на улице Шубникова, где находилась наша квартира, в соседнем подъезде жила семья Казанцевых - Николай Витальевич и Гера Никитична с маленькой дочкой Элеонорой, которые родом из Алатырского района. Капитан Н.В.Казанцев - человек очень коммуникабельный, о подобных говорят «трудяга», служил командиром эскадрильи в авиационном полку. Мы часто проводили свободное время
вместе.
Однако, вернемся к коллективу строителей Байконура, где мне предстояло служить. Чуть забегая вперед, скажу, что годы моей службы на Байконуре совпали с периодом нового, грандиозного развертывания строительных работ на космодроме. Одновременно со строительством наземного пускового комплекса «Энергия-Буран» шло строительство уникальной взлетно-посадочной полосы шириной 80 м, длиной 4500 м. Велось строительство объектов связи, слежения, информационного центра, объектов жилья и соцкультбыта, реконструировались ТЭЦ и действующие пусковые комплексы. Строился водопроводный комплекс: скважинный водозабор из подземных озер глубиной 820 м в пустыне Кызылкум, 150 км водопровода диаметром 1200 мм с внутренней цементно-песчаной изоляцией, резервуарами по 3 тыс. куб. м, ЛЭП-35 кВ, автомобильной дорогой протяженностью 150 км, связью, вахтовым поселком. Вырос и объем грузоперевозок. Только для обеспечения строителей на космодром прибывало одновременно до 900 вагонов. Строительный комплекс Байконура включал в себя мощные строительные управления, управления механизации и автотранспорта, электромонтажных связных и сантехнических работ, бетонные и асфальтобетонные заводы, предприятия по выпуску железобетонных изделий, металлических конструкций, баз материально-технического снабжения, службы, обеспечивающие деятельность военно-строительных частей, многочисленных общежитий для офицеров и служащих, столовых, двух хлебозаводов, банно-прачечных комбинатов.
Возглавил весь этот комплекс в 1986 году А.А. Макарычев - опытный руководитель военного строительства. Алексей Алексеевич впоследствии заслуженно получил высокое звание Героя Социалистического Труда, вырос в должности, стал генерал-лейтенантом. Для эксплуатации системы требовалось в короткие сроки создать на космодроме стартовый, технический, посадочный и измерительный комплексы и необходимую инфраструктуру. Необходимо было построить заново или реконструировать около 400 сооружений и смонтировать в них около 80 технологических и свыше 300 технических систем. Для решения этих задач на Байконуре было сосредоточено свыше 65 тысяч строителей и монтажников, было сформировано 5 управлений инженерных работ (УИР), автотранспортное, специализированное и механизированное управление, 36 управлений начальных работ (УНР) и 83 военно-строительных отряда (ВСО). Строительство было сложным по своему составу, имело повышенные требования к качеству и сжатые сроки ввода объектов.
Успех зависел от высокой организованности, четкости действий и полной самоотдачи каждого участника процесса. Люди трудились круглосуточно. Работа, начатая в 1978 году, была успешно завершена в 1988 году.
15 ноября 1988 года в кратком и лаконичном сообщении ТАСС говорилось, что в 9 часов 25 минут московского времени орбитальный корабль «Буран» выполнил двухвитковый полет на орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур. Впервые в мире посадка осуществлялась в автоматическом режиме. Программа испытательного пуска универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» и орбитального корабля многоразового использования «Буран» выполнены полностью.
Нелегко описать на нескольких страницах хотя бы часть той работы, которая проводилась на космодроме. На годы моей службы там приходилось немало беспокойных дней и бессонных ночей. Работа командиров, политработников, инженерно-технического состава на Байконуре включала в себя не только выполнение задач строительства. Она была многообразной по своей сути: это и решение социально-бытовых вопросов личного состава, и поддержание и укрепление воинской дисциплины в частях, и воспитание офицеров, прапорщиков и военных строителей. Если первые строители Байконура испытывали больше всего трудности бытового плана, то в девяностых годах появились трудности другого порядка: с объявленной «перестройкой» началась перестройка в мозгах людей и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Во время службы и после иногда мне приходилось слышать высказывания людей, искаженно представляющих роль и место офицеров-политработников в частях и подразделениях. Что на это я могу ответить? Видимо, тому человеку не повезло, если рядом с ним находился плохой политработник. Не исключено, что такие бывают, как бывают плохие командиры и инженеры. Или высказывающий подобное, в силу своей ограниченности, плохо представлял круг обязанностей офицера-политработника. Лично мне повезло: у меня не было ни плохих начальников, ни плохих подчиненных. Мы всегда работали в одной упряжке: командиры, политработники, инженерно-технический состав. Все наши помыслы и действия были направлены на решение стоящих перед коллективами задач. И все в равных долях несли ответственность за весь спектр жизни и деятельности частей и подразделений.
Справлялся ли я с поставленной передо мной задачей? Думаю, да. Уверен в этом потому, что после выполнения программы «Энергия-Буран» меня назначили на новую самостоятельную работу начальником военно-политического отдела 1164 Управления инженерных работ (УИР), который занимался ответственной работой - реконструкцией стартовых комплексов ракет-носителей «Протон».
Мой труд был отмечен высокой правительственной наградой, что является, как я считаю, признанием моих заслуг, в первую очередь, коллективом, где служил. Вселяет в меня эту уверенность и то, что и сегодня у меня сохранились добрые взаимоотношения с ветеранами космодрома Байконур, а они-то умеют оценивать людей по достоинству.
|