- Откуда берутся названия лодок вроде «Золотая рыбка» и т.д.?
- Конструкторами принято, кроме цифровых номеров, давать и словесные названия. Есть подлодки с названиями «Плавник», «Барракуда», «Акула»... Кстати, последняя — самая современная лодка, состоит из нескольких корпусов. На них не было ни одной серьезной аварии...
- Если сравнить службу на подводных и надводных кораблях, что больше по душе?
- Еще во время учебы в училище было желание уйти служить на подлодку. Потом, когда уже поплавал на них, желание стать подводником пропало.
- Почему?
- По причине стесненности, что ли? Не тот простор, негде бегать. Надо мной даже посмеивались, т.к. каждое утро, когда находился в море, набегал по верхней палубе целый час. А где бегать на подлодке?
В Приморье работали с флотилией подводных лодок. Всю зиму прожил без семьи. Нет, такое не для меня. Представляете, жена как-то подсчитала, что в 1985 году я был дома всего 17 дней. И это - из 365 дней!
- Командирам подлодок с некоторых пор начали присваивать адмиральские звания, не так ли?
- Когда министр обороны Гречко приехал на один из больших подлодок, сказал: «На земле дивизией, где ракет меньше, чем у вас на подлодке, командует генерал, а тут только капитан 1 ранга...». И начал присваивать звание адмирала командирам больших подлодок - Фролову, Кузнецову...
- Куда направили после Новосибирска?
- Предложили идти в Центр подготовки полетных заданий. Это отдельная часть по подготовке полета крылатых ракет. Прослужил там 5 лет. Остались приятные воспоминания. Часть была сформирована в основном из выпускников училища им. Баумана, кандидатов наук, докторов... - творческие, по-своему уникальные люди.
- Приходилось ли вам «перестраиваться» как воспитателю, как политработнику?
С 1992 по 1998 годы сильно изменилась психология людей. Увы, не в лучшую сторону. Государство, министерство обороны перестали дорожить специалистами. Мы потеряли самые ценные кадры. Оказалось, что флот - очень дорогое удовольствие для государства. После долгого простоя только сейчас на заводе Казани построили два корабля. Еще по одному подводному кораблю в год строит завод Северодвинска. В 2003 году был на Сахалинской флотилии. Там вообще на всю флотилию осталось 5 кораблей, а раньше только в одной бригаде было 17 кораблей. Получается, название «флот» есть, а ходить в море некому и не на чем...
- Что думаете о политике Н.Хрущева в отношении ВМФ?
- Хрущев решил, что, дескать, опыт войны дал понять, что больших кораблей не должно быть и начал кромсать их. Как же понять и принять факт, что на сегодня остался один авианосец «Адмирал Кузнецов»?..
- Как или откуда в ВМФ появились корабли с названиями чувашских населенных пунктов и чувашских национальных героев - «Ядрин», «Чапаев»?
- В составе Кольской флотилии, действительно, имеется базовый тральщик «Ядрин». Инициатором присвоения ему такого названия был, насколько мне известно, один из бывших военкомов Чувашии. Ядринский район Чувашской Республики взял над ним шефство. Чувашская делегация во главе с руководителем района Евгением Яранским регулярно посещает его, привозит подарки, снабжает продуктами. В прошлом году 5 чувашей должны были начать службу именно на этом тральщике.
Кроме того, несколько десятков лет назад наша республика взяла шефство над большим противолодочным кораблем «Адмирал Харламов». Харламов - бывший командующий Балтийским флотом. После нескольких лет шефства, насколько мне известно, оно завершилось. А шефства нашей республикой над ВПК «Чапаев» как таковой и не было. Конечно, для этого нужны определенные средства. Но, поддерживая связь с этими кораблями, направляя туда служить нашу молодежь, можно было бы воспитывать целые династии моряков. Как, например, делает Республика Татарстан, которая шефствует над дивизией атомных подлодок на Северном флоте.
- С чем связана ваша сегодняшняя служба в штабе ВМФ?
- Мне с земляком - вице-адмиралом Владиславом Алексеевичем Ильиным было предложено возглавить отдел воинской дисциплины. И вот уже 7 лет я руковожу работой этого отдела. Все неприятности в ВМФ проходят через мою голову, мое сердце, моих дежурных. Докладываем главнокомандующему, готовим обзоры, рассчитываем прогнозы...
- Как можно охарактеризовать сегодняшнее общее состояние дисциплины в ВМФ?
- Падает! Потому корабли и тонут! Растет число самоубийств. Это говорит о том, что с психикой у людей не совсем благоприятно. Командиры кораблей стреляются и вешаются! Был случай, когда застрелился контр-адмирал, начальник кафедры морской академии. Что уж скрывать, зарплата у контрактников маленькая. Женятся, идут служить за гроши и не могут прокормить семью. Думаю, кончают жизнь самоубийство от безысходности, неустроенности и т.д.
- Ребята из сухопутной Чувашии стремятся попасть служить на море. С чем это связано - тоской по тому, чего не имеешь рядом?..
Нет! В душе каждого молодого человека, на мой взгляд, преобладает романтика. Его влечет морской мир, дух. Многие герои морских сражений выросли на сухопутье. Нахимов, к примеру, родился на смоленской земле, Ушаков - в Мордовии, почти рядом с нами. Крылов, знаменитый флотский корабельный инженер, академик, родом из Алатырского района Чувашии. Сейчас, кстати, его именем назван Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт (им. академика Крылова), который создан объединением двух инженерных училищ: им. Дзержинского и училища из г. Пушкин.
У нас в Чувашской Республике живет трудолюбивый народ. Со здоровьем также ситуация неплохая. С призывом молодежи в армию дела обстоят лучше, чем в других регионах. А «флот любит сильных»... Это еще Маяковский так сказал. Вообще, думаю, что деревенские ребята намного сильнее, потому и идет большой призыв в ВМФ именно из Чувашии.
- С кем из чувашей-адмиралов приходилось встречаться по службе?
-Вице-адмиралом В.А.Ильиным, контр-адмиралом В.А.Андреевым, контр адмиралом В.А.Федоровым, командиром Видяевского военно-морского района контр-адмиралом Воронковым. Он, кстати, окончил училище подводного плавания в Ленинграде.
В военкомате Чувашской Республики служил мой бывший подчиненный В.Д.Коржавин. Сейчас живет в г. Новочебоксарске, капитан 2 ранга. Он подготовил и выпустил книгу о чувашах-адмиралах.
- Что связывает вас сейчас с Чувашией?
- Езжу туда каждый год. К маме... Юридически - тетя, но она меня поднимала на ноги, воспитывала, поэтому с раннего детства называю ее мамой. 7 апреля ей исполнилось 90 лет. В Полевых Бикшиках находятся могилы деда и бабушки. Регулярно посещаем и эти памятные места. Вообще, Чувашия мне очень дорога, ведь это - моя малая Родина.
- Вы и ваш сын - оба военные. Есть в роду кому продолжить, формировать военную, военно-морскую династию Алимовых?
- Есть. Сейчас я помогаю племяннику с призывом на флот. Он из Ульяновска, готовится служить в морской пехоте, в батальоне охраны. Другой племянник служит в городе Каспийск. Он - морской офицер. Думаю, служить на флоте почетно и важно. Хотелось бы, чтобы династия моряков в нашем роду продолжилась.
Супруга моя, Наталья Николаевна, также связана с ВМФ. Она - флотский врач. В Новосибирске 5 лет проработала в базовом морском лазарете врачом-терапевтом. С 1994 года трудится в Центральном военно-морском госпитале врачом.
- Земляки-чуваши... Встречаетесь, общаетесь, поддерживаете друг друга?
— Мне по службе и в жизни много помогали вице-адмирал В.А.Ильин, генерал-лейтенант Ю.Н.Степанов. Мы с Юрием Николаевичем оба служили в Новосибирске, были депутатами. Он, кстати, работал в системе безопасности.
В нашей региональной общественной организации «Сыны Отечества» я являюсь финансистом. Стараюсь принимать участие во всех мероприятиях диаспоры. А со своими однокашниками по Киевскому училищу собираемся встретиться весной этого года.
|