Теперь о второй специальности, кем я очень сильно, ни при каких жизненных раскладах не хотел бы стать и почему.
После неудачной деятельности на ниве бухгалтерии отец выучился в Марпосаде на мастера-десятника и начал строить в колхозе разные объекты. Мы, ученики 6-7 классов, в полном составе приняли участие в строительстве свинофермы рядом со своей деревней. Научился готовить раствор, делать кирпичную кладку. Эти навыки потом мне по жизни, конечно, пригодились. Отец опять начал выпивать, начались скандалы. Я частично винил в этом и его работу.
Еще до окончания восьмилетней школы я был уверен, что никогда в своей жизни не стану бухгалтером и никогда не буду работать на стройке. Жизнь вроде складывалась и шла по определенной колее: служба в армии, уход на неплохую пенсию... Но в одночасье в жизни все перевернулось - я ушел работать на стройку, поступил и окончил строительный университет. Как Б.Ельцин, в сжатые сроки начал осваивать разные строительные специальности. Сейчас плачу свои деньги и осваиваю ненавистную ранее дисциплину под названием «Бухгалтерский учет». Ищу и беру уроки по работе на программе «Бухгалтерия. 1C». Сейчас все это кажется интересным. Тем более все это мне очень нужно! Закон природы? Исполняется то, чего сильно желаешь и то, чего сильно не желаешь?
Сейчас, после десяти лет работы на вольных хлебах, говорю сыну: «Если бы в юности я смотрел на жизнь, на свое будущее сегодняшними глазами, сразу бы поступил в строительный вуз, может, к сегодняшнему дню принял бы участие в строительстве целых микрорайонов, глядя на которые любовался бы сам, мои дети и внуки. Достиг бы в строительном деле большего, чем сегодня...».
Планы? Конечно, их много. В своей производственной деятельности хотелось бы подняться на ступень выше. Руководить предприятием, где трудится более 1 тыс. человек, увеличить объемы работ в сотни и тысячи раз. Хотелось бы продолжить писательскую деятельность. Но если вы спросите, что же в моей деятельности на сегодня для меня важнее, ответил бы, что все-таки производственная деятельность. Благодаря этой работе у меня появляется возможность заниматься творчеством.
- В то же время вы, Геннадий Александрович, принимаете активное участие в общественной жизни чувашской диаспоры Москвы и Подмосковья. Были членом Правления московского общества чувашской культуры, Председателем исполкома Московской чувашской национально-культурной автономии. Это что - зов предков, зов крови?
- В 1989 году приехал из Москвы в Чебоксары и заехал в Совет Министров республики. Одному из заместителей министра объяснил, кто я такой - чуваш, хочу организовать общество чувашской культуры в Москве. Он мне сказал, что месяц назад заезжал В.С.Пряников, который уже организовал такое общество. Дали телефон Виссариона Семеновича, с которым связался уже в Москве. Начал участвовать в мероприятиях Общества чувашской культуры. В.Пряников с большим энтузиазмом организовывал и проводил их. Это был период, когда чуваши ждали этих встреч, стремились к общению. Когда же В.Пряников переехал в Чебоксары, оставшиеся вместо него люди практически развалили всю работу. Через некоторое время было избрано правление, новый председатель - П.Н.Муллин, а меня назначили заместителем председателя. Я с большим энтузиазмом в течение трех лет почти каждый месяц организовывал встречи наших земляков. Они проходили во Дворце культуры завода им. Лихачева, куда собирались более тысячи человек.
- Почему оставил эту работу?
- Наша деятельность по сплочению чувашей не нравилась некоторым московским чувашским чиновникам и провокаторам, коих, как мне кажется, почему-то в нашей диаспоре больше, чем в диаспорах других национальностей. К примеру, я съездил с письмом от мэрии, договорился с руководителем Дома культуры «Красный Октябрь» о проведении вечера встречи земляков. Находится человек, который звонит туда, приезжает и требует отменить вечер. Или, оповещаем всех земляков, что Акатуй в этом году будет в Измайловском парке (это сейчас постоянное место проведения Акатуя на ВВЦ, бывшем ВДНХ). Представляете, два человека сидят на телефонах, обзванивают и приглашают людей в совсем другой район Подмосковья. Десятки человек приезжают в указанный этими людьми место, а там, естественно, ничего не проводится и тех людей, кто обзванивал, и близко нет. Приходилось тратить много времени на нейтрализацию действий этих провокаторов. Но в один из таких дней этими людьми были собраны несколько членов правления, куда не пригласили ни председателя П.Н.Муллина, ни меня. Когда я узнал об этом подпольном заседании правления и приехал, меня просто не пустили в здание нашего Представительства на Ордынке. Фактически не имея нужного количества голосов, председатель правления П.Н.Муллин был снят с должности. Но когда мне по телефону предложили продолжить работу, я тоже отказался. Что хочу сказать? Эти люди до сих пор «работают» в том же духе. Объектом их внимания стало теперь товарищество «Сыны Отечества», предпринимаются попытки разными путями развалить этот коллектив наших земляков. Яркий пример - попытка нескольких человек сорвать выезд сынов Отечества для участия в параде Победы в год празднования 60-летия Победы в г. Чебоксары. Даже когда наш сводный отряд стоял в парадной коробке на Чебоксарском заливе, в Оргкомитет и в правительство Чувашии продолжали поступать телеграммы с требованием не допускать нас к участию в мероприятиях. Имена этих провокаторов мы знаем, и ожидаем от них других провокаций.
Идей, мыслей по сплочению чувашей, развитию и поддержанию чувашского языка на московской земле у меня немало. Некоторые из них постепенно реализовываю. Что это? Скорее всего - зов крови, стремление остаться настоящим чувашом.
- Нам известно, что кроме всего этого, вы пробуете свои силы (что скрывать, это у вас неплохо получается) и на писательской стезе. Откуда находите силу, терпение, ведь на это уходит много энергии и времени?
- В связи с занятостью, большой загруженностью на стройке — объекты наши расположены в подмосковных городах, своей писательской работе могу уделить лишь пару месяцев зимой. Конечно, за это время мало что удается сделать. При подготовке к изданию книги «Ман килес» я долго мучился, сочиняя тексты на чувашском языке. Если разговорный язык шел более-менее нормально, писать, видимо стал забывать. Но когда мне удалось все-таки подготовить эти тексты, не поверите, получил огромное удовольствие! Значит, я восстановил многое из того, что было потеряно за прошедшие годы, потому что на родном языке не писал, наверное, со школьной скамьи. Этой книгой я хотел сказать своим друзьям, землякам, сослуживцам: «Напишите о себе, своем роде. Пусть останется какой-то след, частичка памяти о ваших предках. Они так быстро уходят из жизни. Даже ветеранов Отечественной войны осталось по 1-2 человека на деревню, а то уже и нет никого...». Книгу тиражом в 300 экземпляров роздал, раздарил моментально.
Чувствую большой долг перед односельчанами. Поэтому решил издать книгу об истории своей деревни. На это ушло больше десяти лет, т.к. не удавалось уделять много времени исследованиям в этом направлении. Разыскал своего учителя, односельчанина А.Т.Тимофеева, который учил нас в школе писать стихи, вел уроки литературы. Хотя не виделись с ним много лет, он с радостью включился в эту затею и выполнил большую часть работы. На случай, если не хватит своих средств, нашел спонсора. Я так думал, рассчитывал, что нашел, но пришлось все выпустить опять же на свои средства. Прикидывал, что односельчане как минимум возьмут по 2 книги, да еще, может, их дети заинтересуются... В общем, рассчитывал, что будет нужно экземпляров 700-800. Выпустил 850. Как думаете, сколько книг купили в моей деревне? За полгода - 39. Один из односельчан в сердцах сказал: «Если бы ты выпустил водку «ВИК-ТОРОФ», мы бы его покупали каждый день...».
Не скрою, и сегодня есть люди, которые хотят продолжить издание истории Маргинского края. Но я думаю, а стоит ли выбрасывать с трудом достающиеся деньги на это дело? Выходит, книга в деревне нужна одному-двум десяткам, а водка - сотням землякам?
Так получилось, что познакомившись в 90-ые годы прошлого века с академиком РАО Г.Н.Волковым, продолжаю дружить с ним и сейчас. На мой взгляд, он - тот идеал чуваша, к которому нам всем нужно стремиться. О своих встречах с ним, о его высокой человечности мне захотелось рассказать, что я и сделал в книге «Я вернусь... Откровения академика Геннадия Волкова».
- 1 и 2 тома вашей книги «Сыны Отечества: воспоминания и размышления» посвящены товариществу «Сыны Отечества», объединяющего военнослужащих, выходцев из Чувашии. Вы также являетесь одним из самых активных его членов. Как дышат, чем занимаются, каких успехов сегодня достигли сыны Отечества? Будучи военнослужащим, как вы относитесь к отмене, закрытию военных кафедр в большинстве вузов страны?
- Недавно состоялось заседание совета товарищества «Сыны Отечества», где подтверждено желание поехать в Чувашию в период с 6 по 10 мая 2007 года длят участия в мероприятиях, связанных с Днем Победы в Великой Отечественной войне и для встреч с молодежью в вузах и школах. Благодаря активной работе офицеров, повысилось число призванных ребят на службу в Космические войска, Президентский полк и другие престижные войсковые части, расположенные в Москве и Подмосковье. В прошедшем году 10 ребят были призваны в Президентский полк, один из них будет проходить службу на посту № 1 - у Вечного огня около Кремлевской стены. Увеличилось и число курсантов в военных учебных заведениях Москвы и Подмосковья.
О многих делах и о том, «чем дышат» военнослужащие-земляки, и хочу рассказать в 3-м томе книги «Сыны Отечества...».
Я стал офицером после прохождения обучения на военной кафедре института. В начальный период службы наблюдается большая разница в военной подготовке «пиджака», как называли тех, кто приходил на службу после института с военной кафедры при вузе и окончившего военное учебное заведение. Приходилось подтягивать и строевую, и огневую, и физическую, и специальную подготовку. Считаю, что военного нужно готовить в хорошем военном учебном заведении.
- Что бы вы, Геннадий Александрович, пожелали, какими бы хотели видеть в будущем своих земляков-сородичей?
- Молодежи я бы пожелал быть жизненно активными, выбрать себе интересную работу и творить, а не прозябать. Если не в армию, иди в бизнес, вкалывай, обеспечь семью, поддержи родственников, свою нацию. Нам нельзя допустить, чтобы в период от переписи до переписи число чувашей каждый раз уменьшилось на 350- 500 тысяч человек. В этой катастрофе частично виноваты и мы сами.
|