Михаил Нуруллович
АЛИМОВ
Капитан 1 ранга
Родился 10 декабря 1953 года в поселке Дубравный Ибресинского района Чувашской АССР.
Семейное положение: супруга - Наталья Николаевна Алимова, 1956 г.р.
Сын - Евгений Михайлович Алимов, 1979 г.р.
Образование:
1974-1978 гг. - Киевское высшее военно-морское политическое училище (специальность «Политическое-штурманское ВМФ»).
1985-1988 гг. - Москва, Военно-политическая академия им. В.И.Ленина (военно-морской факультет).
1993-1994 гг. - Москва, Гуманитарная академия ВС РФ (центр правовой переподготовки, специальность «Юрист-правовед»).
2002 г. - Москва, Академия государственного и муниципальною управления РАГС при Президенте РФ. Профессиональный опыт:
1971-1972 гг. - электромонтер-слаботочник цеха связи Бакальского рудоуправления Челябинской области.
1972-1973 гг. - Анапа, школа младших морских специалистов, морские части погранвойск КГБ СССР.
1973-1974 гг. - Баку, служба на пограничном корабле, механик ЗАС. Помощник по политчасти.
1974-1978 гг. - учеба в Киевском высшем военно-морском училище.
1978-1982 гг. - Корсаков, остров Сахалин, заместитель командира корабля по политической части. В море исполнял обязанности вахтенного офицера.
1982-1985 гг. - Корсаков, заместитель командира дивизиона противолодочных кораблей. Корабли имеют противолодочное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение.
1988-1993 гг. - Новосибирск, заместитель начальника ракетно-артиллерийского арсенала ВМФ по работе с личным составом. Приобрел опыт управления коллективами, в функции которых входит: утилизация ракет и артиллерийских снарядов, сборка вооружения.
1990-1993 гг. - депутат Новосибирского городского совета 21 созыва. Работал в экологической комиссии и в комиссии по физической культуре и спорту.
1993-1998 гг. - заместитель начальника центра подготовки полетных заданий по воспитательной работе УРАВ ВМФ.
1998-2000 гг. - Москва, старший офицер управления по воспитательной работе ВМФ.
С 2000 г. по настоящее время - начальник отдела Анализа воинской дисциплины и правонарушений в Военно-морском флоте РФ.
В служебной характеристике офицера М.Алимова отмечены его особые качества: Хороший управленец. Тактичен, имеет большой опыт работы с людьми, умеет оценивать обстановку и принять правильное решение. Обладает высокими организаторскими способностями, развиты волевые качества. Дисциплинирован, коммуникабелен. Высокая работоспособность.
Его рассказ о ратном труде убедили меня, что командиры не ошиблись, дав высокую оценку волевым, профессиональным качества М.Алимова.
Дополнительные сведения: Знание компьютера на уровне пользователя. Немецкий язык со словарем. Знание татарского языка позволяет понимать речь тюрко-говоряших народов.
Родители: Отец - Нурулла Халиулович Алимов, 1927 г.р. Участник войны, прослужил в армии с 1944 по 1951 годы. Участвовал в Западной Украине в истребительных батальонах против бандеровцев.
Мать - Нурзиян Шакирзянов-на, 1931 г.р., окончила 7 классов.
Мои родители родом из деревни Полевые Бикшики Батыревского района ЧР, где в основном живут татары. Семья оказалась в поселке Дубравный после службы отца. Всех своих младших братьев, в т.ч. и моего отца, в этом поселке собрал старший брат отца Нурмихамат. Отец работал мотористом, валил лес, -. вспоминает М.Алимов сегодня.
- В Москве из односельчан с кем-то общаетесь?
- Наше товарищество офицеров часто посещает всем известный актер театра и кино Стае Садальский. Он родом из соседней с нами деревни Шегердан. Его отец преподавал в школе математику.
Не исполнилось и 7 лет, как отец захотел отправить меня в школу. Но не приняли, т.к. учительница не захотела меня учить из-за возраста. Вскоре родители решили переехать в Челябинскую область, на Урал. В 1 класс я пошел в городе Бакал (средняя школа №12).
Здесь отец стал агломератчиком - обжигал железную РУДУ (обогащал ее), т.е. освоил новую специальность. Мать стала работать на дробильных установках. В нашей семье родилось трое детей - все сыновья.
В школе учился хорошо. Занимался спортом, особенно любил играть в хоккей. Хорошие результаты были и по легкой атлетике. Вскоре передо мной стал выбор – спорт или военная стезя? В 1971 году окончил среднюю школу. Решил поступить в Свердловское военно-политическое училище, но не прошел по конкурсу. Пошел работать в Бакальское рудоуправление, в цех связи. Пока трудился, один сезон успел поиграть в хоккей. Вообще, еще в 10 классе мне предлагали проверить силы в этом направлении в клубе «Чебаркульская Звезда» (клуб Уральского военного округа), но я отказался ехать на сборы, т.к. решил поступить в военное училище. Но военный комиссар мне заявил: «У вас крепкое здоровье, надо призываться в Военно-морской флот».
- Это совпало с вашей мечтой?
- Нет, я считал, что мне ближе сухопутные войска. ВМФ - это привилегия тех, кто часто бывает на море, живет рядом с морем. Но когда меня все-таки призвали в Военно-морской флот, понял - другого и не хочу, буду служить на море! Отслужил 2,5 года. Сначала прошел обучение в школе младших морских специалистов пограничных войск. Получил специальность механика засекречивающей аппаратуры связи (3AC). На корабле исполнял и обязанности помощника командира по политической части (мичманская должность).
К концу службы предложили поступить в Каспийское военно-морское училище, где готовят штурманов пограничных кораблей. Но меня тянуло работать с людьми. В итоге поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. На третьем курсе женился на студентке Киевского медицинского института Наталье. Через два года после женитьбы у нас родился сын. Три года прожили в разлуке, т.к. я служил, а она заканчивала учебу в институте. После выпуска из училища получил две специальности - политработника и штурмана. Меня направили служить на Тихоокеанский флот на Сахалинскую флотилию заместителем командира корабля.
17 февраля 1979 года Китай объявил войну Вьетнаму. Сахалинская флотилия начала готовиться к войне на стороне Вьетнама. 20 февраля у меня родился сын. Думал: «Удастся увидеть сына или нет?». К счастью, вскоре между Китаем и Вьетнамом был заключен мир, я благополучно вернулся домой и наконец-то увидел сына.
- Интересуетесь жизнью бывших сослуживцев, однокурсников?
- Один из моих однокашников Янис Адаманконс - министр внутренних дел Латвии. Он попал на Шикотан сразу по линии штурмана. Когда развалился Союз, его отозвали с морской службы и назначили министром внутренних дел Латвии. После училища мы с ним несколько раз встречались на Сахалине. Он был командиром надводного корабля и заходил на нем в город Корсаков на ремонт.
- Помните интересные случаи, произошедшие с вами во время службы?
- Конечно. В октябре 1982 года мы шли на Курилы через Охотское море. В открытом море наш корабль обесточился, так как вышли из строя генераторы. За бортом разыгрался шторм около 8 баллов, а у нас ни одно устройство не работает. Вообщем, полностью потеряли управление кораблем. Нас несло в сторону Японии. Могли перевернуться, утонуть в любой момент...
- Как вышли из сложной ситуации?
- Взялись за ремонт генераторов. Их на корабле было три. Вижу, штатные мотористы и электрики не справляются. Тогда я из деревенских мальчишек-матросов собрал еще три бригады к ним в помощь. Кто-то из них когда-то работал на тракторе, разбирал, собирал генератор и т.д. Ровно за сутки эти ребята под руководством мичмана А.Ф.Храмова из трех генераторов собрали один и дали электричество. Конечно, для всего экипажа стресс был сильнейший. Может, поэтому через несколько лет и командир корабля, и его помощник умерли от рака...
В 1983 году меня назначили заместителем командира дивизиона противолодочных кораблей, где было 6 кораблей.
- Как часто море проверяет «характер» людей? — Довольно часто. К примеру, не забывается 1 декабря 1984 года. Из 6 кораблей на базе находился только один, который был на ремонте в течение 1,5 года. Только-только набрали новый состав. В это время неизвестный американский авианосец сменил курс и вошел в Охотское море, хотел пройти через Японское море. Мы получили телеграмму - срочно выйти навстречу и сопровождать его. Вышли в море и попали в очень мощный шторм. Волны захлестывали корабль, и он начал принимать воду. Насос, откачивающий прибывающую воду за борт, заглох. Носовая часть корабля стала уходить под воду. Возникла опасная ситуация. Тут еще выяснилось, что запасной насос накануне ночью был отдан на другой корабль, а чтобы включить стационарный насос, нужно спустить в ледяную воду водолаза. Но опять же для него нет специальной теплой одежды, т.к. механик, чтобы никто «не стащил», взял ее домой, а сам ушел в отпуск. Что делать? Японский корабль уже подошел к нам, оттуда интересуются, в какой помощи мы нуждаемся. Ну-у-у, мы же гордые! Отвечаем: «Сами, мол, справимся»...
- И как, справились?
- Да. Собрали для водолаза все нужное и спустили его в воду. Запустили насос. Навстречу уже вышел ББК «Чапаев», помог откачать воду. Через некоторое время погода наладилась, мы вернулись на базу.
- Кто-то, наверное, получил за выход из столь сложной ситуации орден или медаль?
- Нет, что вы. Хорошо, что не наказали...
- Как дальше складывалась служба?
- В 1985 году поступил в Военно-политическую академию им. В.И.Ленина на военно-морской факультет. Я стремился к этому, т.к. это был следующий этап в карьере. Там готовили специалистов на корабли первого ранга, что приравнивается к полку. Учился три года. Учеба в Москве дала многое. Ходили также в театры, на концерты. Втянулся в спорт - занимался многоборьем, бегал на лыжах, кроссы и т.д.
Здесь сын пошел в школу. После академии из-за болезни жены меня не стали отправлять на флот. Предложили ехать в Новосибирский арсенал.
- Чем занимались в Новосибирске?
Там я был избран депутатом Новосибирского городского совета 21 созыва. Даже предлагали должность главы администрации г. Пашино Калининского района. Но не хотелось бросать военную службу, хотя мэр уже сделал представление о моем переводе на государственную службу. В общем, здесь я приобрел опыт работы с гражданским персоналом в 1000 работников.
- Утилизация ракет - это сложный процесс?
- Я бы сказал, что сложный и опасный. Мы выполняли договор по ОСВ-2, подписанный между нашей страной и США. Ракеты привозились с Северного флота. Среди них были ракеты с жидким и твердым топливом. Часто оказывалось, что не все топливо выпарено, а наш личный состав должен был их разрезать на части, подвергая свою жизнь большой опасности, т.к. мог произойти взрыв. Однажды так и случилось, и погиб один матрос.
- В каком качестве вы принимали участие в этих работах?
- Я входил в командование части. Был начальником политического отдела.
- Во время службы приходилось ли плавать на подводных кораблях?
- Приходилось. И не раз. Во время учебы в академии практиковались на подводных кораблях с условным названием «Золотая рыбка». Потом, во время службы на Тихом океане, приходилось плавать на многоцелевой подлодке.
|